09 сентября 2009 11:21

Вячеслав Сомов: «Для работы порой не хватает и суток»

Наряду с частной и государственной собственностью в нашем обществе, как законная наследница собственности общенародной, появилась собственность муниципальных образований.
Мы представляем вашему вниманию интервью с сити-менеджером, главой администрации муниципального образования «Город Саратов», руководителем исполнительного органа местного самоуправления, уполномоченного на управление муниципальной собственностью.

О проблемах муниципальной собственности, о работе, о новой команде и немного о личном «МК» в Саратове» рассказал глава администрации нашего города Вячеслав Сомов.

- Вячеслав Леонидович, с мая 2008 года вы являетесь главой администрации Саратова. Какие изменения произошли в жизни города за этот срок по вашей инициативе?

- Действительно изменения (и могу смело добавить, что к лучшему) произошли во многих, сферах жизни Саратова. Не секрет, что в течение нескольких лет в саратовской администрации один за другим сменилось несколько руководителей. Системного менеджмента в городском хозяйстве просто не существовало. Отдельные подразделения варились в собственном соку, решая старые проблемы старыми привычными методами, но сиюминутные решения дают такой же результат - ровно на сию минуту. Отдаленные во времени последствия ни кого не интересовали. Отсюда и хаос в земельной политике города, отсюда городской кошмар точечной застройки; здесь же кроются причины «уплывания» муниципального имущества на сторону. Я не склонен искать виновных, но любой трезвомыслящий и ответственный человек понимает, что эти проблемы появились не год назад и за год их решить невозможно. Хотя должность, которую я занимаю, является публичной, характер исполняемой работы совсем не публичный. Я должен управлять огромным хозяйством большого города, это, как оказалось, гораздо труднее, чем управлять крупным предприятием. Объем проблем, социальная и политическая значимость их несопоставимы с теми, которые приходилось решать в качестве генерального директора. Я не считаю себя публичным политиком, не люблю заниматься саморекламой, любым публичным выступлениям и громким заявлениям я предпочитаю конкретное дело. Выступать с заявлениями и обещаниями – прерогатива депутатов, я привык просто делать дело.
В течение первого года работы я старался тщательно анализировать ситуацию и правовое поле, в котором приходится принимать решения, осуществлять системный подход к решению городских проблем, постепенно выстраивать эффективную систему управления администрацией города и городским хозяйством в целом.

- Каким образом решался вопрос о муниципальной собственности раньше? И в чем заключаются позитивные результаты ваших нововведений?

- Осуществляя свои полномочия в области управления муници¬пальной собственностью, мы старались проводить политику консолидации муниципальной собственности; за год моей работы администрация города не согласовала ни одной сделки по отчуждению муниципального имущества третьим лицам, заключаемой вне рамок плана приватизации.
Ранее в городе процветала практика разбазаривания муниципальной собственности, в связи с чем город имеет проблемы с земельным участком «Сеноман», рынком «Пешка» и рядом других объектов. Надо сказать, что такого мнения придерживаются и правоохранительные органы. Так, например, на заседании ПДС 17 июля 2008 года, в самом начале моей работы в должности, заместитель прокурора города Андрей Пригаров представил информацию о том, что за первое полугодие 2008 года администрация города согласовала 9 сделок по отчуждению муниципального имущества, 8 из которых были произведены МУП «ГБТИ».
Прокурор назвал действия директора МУП «ГБТИ» «вопиющими», в результате его действий отчуждены капитальные здания промышленного назначения, утрачена возможность оформления в муниципальную собственность земельного участка площадью более 1,5 га на берегу Волги в зоне перспективной застройки, а городская казна лишилась недвижимости стоимостью не менее 8 миллионов рублей. Кадастровая стоимость земли, которая ушла из ведения муниципалитета, составляет около 100 миллионов рублей.

- Предприняты ли какие-нибудь правовые меры по отношению к господину Малькову и другим руководителям, чьи действия шли вразрез с интересами города?

- Правовая оценка действий директора МУП по отчуждению муниципальной собственности находится в компетенции правоохранительных органов. Почему к этим фактам остается равнодушной пресса, можно только предполагать.
Необходимо отдельно сказать о том, что с приходом нашей команды значительно усилился контроль деятельности муниципальных унитарных предприятий.
Разработаны и утверждены производственные программы деятельности МУПов, изменена периодичность отчетности - вместо одного раза в год руководители МУПов предоставляют отчеты ежеквартально; комитетом экономики администрации сбалансированы и скорректированы производственные программы и тарифы МУПов. Эти меры позволили достаточно в короткий срок вывести 2 предприятия - ОАО «Жилкоммунтехника» со 100% капиталом города и МУП «Дорстрой» из состояния банкротства. Нельзя не сказать при этом, что на банкротство этих предприятий значительно повлияла деятельность их бывших руководителей. Что касается других муниципальных предприятий, могу сказать, что с мая 2008 года за неэффективную работу были уволены руководители следующих МУПов: «Дорстрой», «Банно-прачечное», «ЕРКЦ», «Центр размещения рекламы», «Ритуал», «Саргорстройкомплектация», «Садово-парковое», ОАО «Жилкоммунтехника». Сегодня, по прошествии года, можно утверждать, что принятые администрацией города решения дают положительные результаты.

- С недавнего времени администрация серьезно занялась вопросом о муниципальной имущественной казне. Как удалось продвинуться в его решении?

- С приходом нынешней администрации город значительно продвинулся в решении проблем формирования муниципальной имущественной казны.

- Какие конкретные результаты были достигнуты за истекший год в консолидации муниципальной собственности?

- Результатом системной работы администрации города по консолидации муниципальной собственности за год можно назвать значительный, более чем в 2 раза, рост количества объектов недвижимости (зданий и сооружений), на которые зарегистрировано право муниципальной собственности. Так, например, с января по май 2008 года было зарегистрировано 108 объектов, за этот же период 2009 года - 249 объектов. Всего за год моей работы в должности администрацией зарегистрировано право муниципальной собственности на 565 объектов недвижимости.
Значительно активизировалась, практически с нулевых показателей, работа комитета по земельным ресурсам в области оформления права муниципальной собственности на земельные участки в порядке разграничения государственной собственности на землю.

- Насколько мне известно, раньше такая работа не велась вообще…

- Совершенно верно. С июля 2008 года количество зарегистрированных в муниципальную собственность земельных участков росло ежемесячно: так, в июле 2008 года было оформлено, в муниципальную собственность 9 земельных участков; в августе – 16; сентябре – 28; октябре – 17; ноябре – 22 и в декабре – 45 земельных участков. Всего городская казана за 6 месяцев 2008 года пополнилась на 137 земельных объектов муниципальной собственности, которые были закреплены за различными структурными подразделениями администрации и муниципальными предприятиями и учреждениями. В 2009 году за период с января по май в муниципальную собственность зарегистрировано еще 49 земельных участков.

- На этот аспект вашей деятельности обратили внимание далекие от проблем региональной политики и экономики саратовцы: городской пляж, популярное летом место отдыха, стало муниципальной собственностью и, следовательно, бесплатным. Как удалось добиться такого результата?

- Нам удалось достичь взаимопонимания с комитетом по управлению имуществом Саратовской области в подходе к решению вопроса разграничения права государственной собственности на землю. В результате земельный участок, на котором расположен городской пляж, передан в собственность города как земля общего пользования. Аналогичные усилия предпринимаются для регистрации в муниципальную собственностъ проспекта Кирова как пешеходной зоны, предназначенной для общего пользования.

- Каковы другие перспективы, планы администрации Саратова?

- В перспективе мы планируем оформление в муниципальную собственность и городских зеленых насаждений, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры - дорог, мостовых переходов, трубопроводов, гидротехнических сооружений - прудов и обводненных карьеров. Бремя содержания этих объектов и без регистрации права собственности лежит на городском бюджете, однако юридическая формализация права собственности позволит значительно увеличить нефинансовые активы казны, что повысит экономический рейтинг города и упростит муниципальные заимствования.

- Означают ли ваши слова, что Саратов станет более зеленым городом, решатся проблемы с плохим качеством дорог, улицы станут чистыми и свободными от разнокалиберных ларьков, а у жителей появится возможность для цивилизованного отдыха на городских прудах?

- Думаю, да. Городу проще будет решать проблемы благоустройства, если хозяйствовать придется на собственной территории. Появятся законные основания для выделения бюджетных средств на обустройство дополнительных мест отдыха, занятия спортом и т.д. Психология любого собственника - беречь, обихаживать и приумножать свою собственность, гордиться ею, если хотите. Город, как собственник, не должен быть исключением.
Основная цель, к которой мы стремимся, - это возрождение традиций города, во многом, к сожалению, утраченных. Мы начинаем возрождать муниципальный городской транспорт: в 2008 году закуплено 22 трамвая, 60 троллейбусов, в том числе 4 с пониженным уровнем пола. В 2009 предполагаем купить 14 автобусов и 5 трамваев. Наведению порядка на транспортных маршрутах будет способствовать ввод в эксплуатацию единой системы слежения «ГЛОНАСС», программа реализации которой близка к завершению. После анархии, утвердившейся в сфере общественного транспорта с конца 90-х, происходит фактический передел рынка в пользу цивилизованного, организованного муниципального общественного транспорта, которым можно эффективно управлять и который можно контролировать. Эпоха частной вольницы, когда невозможно было отследить, сколько и каких машин выехало на маршрут, каковы квалификация и состояние здоровья водителя, в каком техническом состоянии находится транспорт и т.п., подходит к концу.
Та же судьба уготована нами и любым видам несанкционированной торговли. Все лица, заинтересованные в организации мелкорозничной торговли на территории города, должны четко усвоить: в городе есть администрация, без разрешения которой никто не может расположить свой лоток, ларек или просто газетку на земле без получения согласования места размещения торговой точки. Закон один для всех, попытки «защитить интересы малоимущих и пенсионеров», которые готовы сидеть на земле в антисанитарных условиях, продавая «засиженный мухами томик Кафки» ради куска хлеба, - популистская чушь. Малоимущим и пенсионерам в конкретной ситуации нужна другая помощь, а именно организация и оснащение розничного рынка, отвечающего санитарным условиям, имеющего лицензированную охрану и пункт «Роспотребнадзора».

- Несколько слов о вашей команде…

- Поскольку замечание «кадры решают все», верно для всех и во все времена, кадровая политика, которой я как глава администрации города следовал, была направлена на достижение именно этой всеобъемлющей цели. Не скрою, что на этом пути меня подстерегали и ошибки, и разочарования. Идеальной команды я пока не создал, но есть небольшая группа проверенных единомышленников, на которых я могу положиться в любой ситуации. Хочу подчеркнуть, что ключевые посты в возглавляемой мною администрации будут занимать те люди, которые не только могут и умеют работать с полной отдачей, но и фактически делают это. Никакие прошлые заслуги, никакие защитники и ходатаи не помогут сохранить или получить должность в моей команде, если я вижу, что человек не отрабатывает свою зарплату на 150%. Все кадровые решения, которые были приняты мною за прошедший год, приняты именно с такой мотивацией.
Хотел бы заверить читателей, что я и моя команда работаем честно, отдавая максимум сил и времени работе. Наверное, можно было достичь лучших результатов, нам в России всегда что-то мешает: то кризис, то внезапно наступившая зима, а зачастую и доброжелатели, рядящиеся в белые одежды, под которыми припрятан камень поувесистей…
Нашей командой предпринята попытка изменить систему отношений внутри администрации, созданы правовые основания для согласованных, целенаправленных, стратегически выверенных действий в решении вопросов жизни города, создан механизм разноуровневого контроля исполнения, устранены в большей части условия, которые позволяли существовать халатности и злоупотреблениям всех видов. Полагаю, первые результаты этой системной работы уже есть. А не ошибается только тот, кто не работает.

- Заканчивается пора отпусков, планируете ли вы хотя бы недельный отдых? Если да, то как предполагаете его провести?

- Конечно, очень хотел бы отдохнуть. Но работа главного городского хозяйственника, к сожалению, позволяет только мечтать о полноценном отдыхе. Вряд ли в этом непростом с экономической точки зрения году я смогу найти время даже для кратковременного отпуска. Поэтому никаких конкретных планов пока не строю.

- Как вы предпочитаете отдыхать, снимать напряжение после работы?

- После напряженного, трудового дня, когда попадаешь домой часам к 9-10 вечера, лучший и единственно возможный отдых - сон. В выходные дни люблю бывать на природе, играть в теннис, просто читать.

- Есть ли у вас увлечения, хобби? Хватает ли на них времени?

- Мое хобби – это работа. Боюсь показаться неоригинальным - люблю и понимаю живопись, стараюсь посещать выставки, которые случаются в нашем городе. Отдыхаю душой в семье. Для работы порой не хватает суток, а семья потому и семья, чтобы даже при остром дефиците времени и возможности общения быть моим личным островком спокойствия и любви.

(Александр Николаев, газета «Московский комсомолец» в Саратове», 09.09.2009 г.)

 

 

Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации