КОНСЕРВАТОРИЯ

 

DSC_0201

 

  

 

ГДЕ? ул. Кирова, 1

 

В центре Саратова, на проспекте Кирова, стоит здание, своим обликом переносящее нас в мир сказок Гофмана с их заколдованными готическими замками, в мир музыкальных обра зов балетов Чайковского. Формы его живописных фасадов, чет кий, устремленный ввысь силуэт сразу запечатлеваются в памяти. Это - Государственная консерватория имени Л. В. Со бинова. Основана она в 1912 году по инициативе местного от деления Императорского русского музыкального общества (ИРМО) и была в то время третьим высшим музыкальным за ведением страны. 

Открытие в Саратове консерватории было закономерно. Столица Поволжья к тому времени обладала для этого необхо димыми средствами, давними музыкальными традициями, пре красными музыкальными силами. У начала консерватории сто ял знаменитый русский композитор С. В. Рахманинов. В ее Большом (ныне Октябрьском) зале звучали голоса великих певцов Л. В. Собинова и Ф. И. Шаляпина. 

Здесь же, на заседании Саратовского Совета 26 октября 1917 года, была провозглашена Советская власть. 

Какова же история создания этого здания, ставшего своего рода архитектурным символом города? Построенное в 1902 го ду по проекту петербургского архитектора А. Ю. Янга, здание предназначалось для музыкального училища. Оно сразу же было подвергнуто острой критике, главным образом за его внешний вид. В местных газетах его сравнивали, как правило, с хлебным элеватором, что никак не устраивало ни Саратовское отделение ИРМО, ни городскую думу. Наконец появилась воз можность улучшить внешний вид здания. И городская дума объявляет конкурс. В соревнование включаются лучшие архи тектурные силы города (а они были значительные). Победите лем был признан С. А. Каллистратов, успешно работавший до этого в Новороссийске. Надо отдать должное думе - решительность и вкус, проявленные ею в присуждении первого места, бы ли сродни смелости и таланту предложенного проекта. И вместо суховатого, монотонного решения фасадов город получил вдохновенную композицию в романтически приподнятых формах, в основу которых легли приемы композиции и стилистики южно-немецкой готики. 

Обращение автора к, казалось бы, такому далекому арсеналу архитектурно-художественных средств было не слу чайно. С. А. Каллистратов получил образование в Швей царии, где сильны культурные традиции Южной Германии. Очевидно, и желание автора с помощью готической архитектуры здания консерватории объединить композиционно расположен ные рядом католический собор (на Немещюй ул., ныне пр. Ки рова, здание кинотеатра «Пионер»), и лютеранскую церковь (на Никольской ул., ныне ул. Радищева, на этом месте построен новый корпус сельскохозяйственного института). Оба здания, как известно, были выстроены в готическом стиле. 

Таким образом, по замыслу архитектора здание внешне решалось как средневековый готический замок. Плотной, разно высокой группой были устремлены в небо башни, увенчанные острохарактерными шатрами кровли. Вертикальность компози ции усиливалась от коньковых решеток, шпилей и флюгеров на них. На башнях и на стенах между ними, по законам средне­вековой культуры таких сооружений, размещены живописные группы окон, красивые и различные по виду и рисунку эркеры. Интересно отметить, что балконы, имевшиеся уже на здании, органично вошли в новую композицию без изменения. Новый вид «удревнил» фасады консерватории. 

Архитектор умело, точно рассчитал масштаб целого в здании и его частях, безошибочно нашел соотношение его с пространством и застройкой Новособорной (ныне им. Чернышевского) площади. 

Если на прежних, старых фасадах здания практически, не было художественных деталей (за исключением художественного металла решеток балконов), то в новых фасадах художе ственная культура была представлена очень широко и свобод но. Стрельчатые формы оконных наличников, высокие, спаренные колонки, заканчивающиеся вверху шпилями, розетные ок на, поющие химеры, изображение совы (символ мудрости), ви ноградных гроздьев (символ преуспеяния края) - все это со­общало зданию историческую перспективу и обращенность к ев ропейской культуре. 

Новое архитектурное сооружение современники единодушно признали выдающимся событием в культурной жизни города. Оно и ныне по достоинству оценивается как подлинный памят ник истории и культуры.

  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации