30 октября 2007 11:35

В Саратове появились возможности для реализации серьезных городских проектов (интервью)

ГЕНЕРАЛЬНАЯ РАЗВЯЗКА В ближайшее время городской думе Саратова предстоит принять новый генеральный план развития города. О новом генплане, о проблемах и перспективах развития областного центра корреспондент «РГ» беседует с главным архитектором Саратова Владимиром Виричем. Тонкое место - На заседании совета по национальным проектам в областном правительстве было высказано мнение, что при происходящем увеличении темпов строительства в Саратове лет через пять будет исчерпан запас территорий под застройку. Вы с этим согласны? - Территориальных резервов в Саратове достаточно. По генеральному плану 1974 гола предполагалось, что к началу 90-х годов прошлого века население нашего города достигнет 1 миллиона 250 тысяч человек. В это время планировалось строительство новых микрорайонов в Новосоколовогорском направлении, в Солнечном. Но тогда этого не произошло, и только сегодня мы начинаем реализовать эти проекты. Кроме того, территория города очень неравномерно застроена, фактически всеми видами застройки занято менее половины городской площади. Другое дело - некоторая односторонность в развитии Саратова: в ближайшие годы город будет развиваться преимущественно в северном и северо-восточном направлении. Ничего отрицательного в этом я не вижу. Главное, чтобы все эти процессы регулировались генпланом. Большое влияние на развитие города уже оказало открытие нового моста через Волгу. Между двумя автодорожными мостами образовалось новое транспортное кольцо, и прилегающая территория бурно развивается. В будущем на территории между улицами Соколовой и Большой Горной мы предусматриваем создание нового альтернативного городского центра. Вообще развитие Саратова идет колоссальными темпами, которые еще недавно трудно было предугадать. Появилась возможность для реализации серьезных проектов. - В Саратове промышленные предприятия перемешаны с жилыми кварталами, в том числе и в центре. Предполагается ли их вынос за городскую черту, на окраины? - Промышленный комплекс - одно из тонких мест генплана. Отчасти это связано с тенденциями экономического развития. Еще в 1998 году мы сделали прогноз, который подтвердился, что производства по переработке сельхозпродукции будут выноситься за пределы городской черты, поскольку это выгодней предпринимателям. Вот это сейчас и происходит. Закрылся завод по производству подсолнечного масла на Астраханской улице. Перестали (или дело идет к этому) существовать некоторые предприятия в прибрежной полосе Волги: улешовская нефтебаза, судоремонтный завод, реалбаза хлебопродуктов. Все это позволило запланировать реконструкцию береговой полосы от Бабушкиного взвоза до Улешей и от берега до улицы Чернышевского. В то же время ряд предприятий, которые с точки зрения экологии представляют проблему, такие как табачная фабрика, успешно работают и развиваются. Саратовский завод свинцовых аккумуляторов, НИИХИТ. Техстекло, предприятия химии и нефтепереработки в Заводском районе оказывают существенное влияние на состояние окружающей среды. Выехать из пробки - Одна из главных проблем Саратова - это транспортный кризис, автомобильные пробки, особенно в центре города. Найти ли разработчики генплана выход из этой ситуации? - Последние 25 лет при росте транспортных потоков, увеличении числа автомобилей транспортная инфраструктура в Саратове практически не развивалась. В 1997 году была утверждена транспортная схема развития Саратова, а сейчас разрабатывается проект комплексной транспортной схемы. В первую очередь будут выполняться мероприятия, не требующие сложных инженерных решений и больших затрат, но они в то же время позволят стабилизировать предкризисную ситуацию, сложившуюся в Саратове. Это строительство плоскостных развязок, ввод в действие улиц-дублеров и тех элементов дорожной структуры, которые давно построены, но не использовались. Так, предусматривается реконструкция проспекта 50 лет Октября с включением в транспортную работу местных проездов, которые сейчас закрыты для движения автотранспорта. В плане мероприятий второй очереди - воссоздание тех направлений, которые по разным причинам либо перекрыты промышленными предприятиями (завод «Корпус» перекрыл улицу Танкистов, завод свинцовых аккумуляторов - Большую Садовую), либо из-за плохого технического состояния также не используются сегодня. Кроме того, северное и северо-восточное направления должна соединить новая хордовая магистраль, которая по полям НИИ Юго-Востока пройдет от улицы Академика Антонова до Гусельского моста. Сейчас по ней ведутся проектные работы. Запланировано воссоздание кольцевой автомагистрали по периферии центрального района по улицам Соколовой и Горной, Большой Садовой, Политехнической к Ново-Астраханскому шоссе. Особое внимание генпланом уделяется созданию улиц-дублеров, которые должны будут разгрузить действующие магистральные направления. В Заводском районе ими станут Барнаульская и Огородная, на северо-западе улица Добряковская. 2-я очередь Усть-Курдюмского тракта пройдет через улицу Братьев Никитиных с выходом на Гусельский мост. Необходима и реконструкция сети рельсового транспорта. Трамвай в Саратове должен окончательно превратиться в транспорт, подвозящий жителей от периферийных районов к вокзалу, Крытому и Сенному рынкам. - Вот вы говорите о вводе улиц-дублеров, но в то же время только что на участке улицы Кутякова в квартале Радищева - Горького движение сделали односторонним, в результате поток транспорта, двигающийся от вокзала, встал в пробках… - Управление архитектуры никакого отношения к этой идее не имеет, и к нам никто за согласованием не обращался. Мне это решение представляется не слишком удачным. Транспортные проблемы должны решаться не такими точечными действиями, а в комплексе. Сейчас, помимо генплана, как это предусмотрено Градостроительным кодексом, мы принимаем еще один очень важный документ - план реализации мероприятий, заложенных в генплане. Как раз утверждение этого документа и позволит в дальнейшем избегать таких накладок. - А что будет с Детским парком? В генплане за счет его территории предусмотрено расширение проезжей части. И вообще часть территории парка по-прежнему активно застраивается различными организациями, как на это смотрит управление архитектуры? - По одному из альтернативных проектов организации движения по улице Астраханской действительно предлагается расширить проезжую часть за счет парка на 15 метров, это позволит организовать движение напрямую, а не в объезд, как сейчас. Но пока вопрос не решен, еще раз он будет обсуждаться при рассмотрении комплексной транспортной схемы. Кстати, до последнего времени официальных границ у Детского парка не было, только сейчас мы их определили, и это, надеюсь, сохранит территорию парка. Парк выйдет к Волге - Нет ли лукавства в том, что по генплану площадь зеленых насаждений в Саратове должна увеличиться на сорок процентов,а в то же время участок Детского парка уйдет под дорогу? А в перспективе такая же судьба, по-видимому, ожидает и бульвары на Астраханской и Рахова. - Если это и произойдет с бульварами на Астраханской и Рахова, то лет через пятьдесят. Нет, никакого лукавства нет. Ведь только территорию парка на Соколовой горе предполагается увеличить в два раза, на 100 гектаров, хотя понятно, что это произойдет не сразу. Есть возможность вывести к Волге узким коридором городской парк. Задача ставится, чтобы сделать нашу систему зеленых насаждений связанной между собой. Именно к этому нужно стремиться. Многое решается на компромиссной основе, чтобы чего-то добиться, чем-то приходится пожертвовать. - Сегодня прокуратура области через суд оспаривает распоряжения прежних городских властей о предоставлении в аренду различным структурам земельных участков на площади Ленина. Приведет ли это к изменению нынешнего облика площади? - То, что там построено капитально, снести уже не удастся. Но объявить войну не только на площади Ленина, но и во всем городе всем ларькам, павильонам, изжить их как явление вполне реально. Сейчас предлагается интересный проект по той части улицы Сакко и Ванцетти, где находится «блошиный рынок», с устройством там подземной автостоянки, торгового комплекса и пешеходной зоны. Есть интересный проект строительства жилого микрорайона в Затоне почти на 30 тысяч жителей. Раньше его невозможно было осуществить из-за того, что не было возможности провести отселение индивидуального частного сектора, а сегодня инвесторы проявляют к этому проекту интерес. Предполагается продлить вдоль Волги улицы Лермонтова, Хвесина, срезав для этого часть Соколовой горы вместе с оползнем, угрожающим городу. Уже сейчас к Волге мы выводим через бывшую территорию судоремзавода улицу Малую Горную, целый микрорайон получает выход к набережной. Вновь вернулись сейчас к проекту сооружения подземного перехода на улице Чапаева. Сегодня экономическая ситуация такова, что предпринимательские структуры готовы вложить в развитие города крупные средства. - Насколько полезным, на ваш взгляд, было проведение общественных слушаний по обсуждению генплана? - Сегодня идет процесс формирования новых общественных институтов. В качестве первых ростков новых отношений я и воспринимаю прошедшие слушания, но ждать от них многого - значит забегать вперед. Общество должно накопить определенный опыт. (Андрей Куликов, «Российская газета», «Средняя Волга: Саратов», 30.10.2007 г.)
Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации