04 февраля 2010 11:42

Валерий Васильев: «Работа ведется, упреков я не принимаю»

- Валерий Иванович, сколько снегоуборочной техники ра¬ботает в городе? Называются разные цифры...

- На сегодняшний день у города имеется 163 единицы спецтехники. Это все, что находится на балансе муниципальных предприятий «Дорстрой», «Городские дороги плюс», «ХРСПУ Кировского района» и «Жилкоммунтехника». Из них для уборки снега можно применять 139 машин, из которых 115-120 единиц сейчас на ходу. Есть такое понятие «коэффициент выхода», 80% - это норма. То есть в целом весь парк задействован.
Еще порядка 100 единиц техники привлекается администрацией города совместно с областным правительством от транспортных, дорожных, промышленных предприятий города и области. Это погрузочная, вывозная техника, грейдеры. Используется она в основном ночью, когда мы вывозим с городских улиц до 10-15 тыс. кубометров снега. Днем вывоза меньше - 3-5 тыс. кубов. В это время работает наша муниципальная техника.
Постоянно рассчитывать на привлеченную технику сложно. Оперативно планировать, распоряжаться мы можем только собственными ресурсами.

- Как вы объясните то, что редкий саратовец видел работающую снегоуборочную технику на улицах города?

- Во-первых, основная уборка улиц производится ночью, когда улицы пустеют, и дорожная техника не мешает движению транспорта. Во-вторых, уборка производится локально по звеньям. Например, КДМ (комплексная дорожная машина - с отвалом, щеткой и пескоразбрасывателем) работают по всему городу. Но с учетом того, что таких машин у города всего порядка сорока, работают они локально. Это центральные районы, крупные магистрали. Мы расставляем приоритеты. И, не зная, где машина находится в данный момент, ее не обнаружишь. Поэтому, если есть такая необходимость, обращайтесь, мы дадим вам план уборки, и вы сможете оперативно подъехать и посмотреть. Техника начинает работать с 20-21 часа, до этого нет смысла - из-за интенсивного движения.

- Расскажите об алгоритме уборки города. Допустим, три часа ночи. Выпал снег. Какие действия предпринимаются поэтапно? Городскую администрацию часто обвиняют в отсутствии системного подхода.

- Системный подход есть. Начнем с того, что мы всегда строим свою работу исходя из прогноза погоды. Для всей спецтехники на предприятиях, которые осуществляют уборку города, у нас отработаны маршрутные листы с учетом разных погодных условий. Машины работают в круглосуточном режиме, ведется дежурство.
В зависимости от конкретных обстоятельств - снегопад, гололед, выходит та техника, которая необходима. Оперативно этот вопрос решается на уровне муниципальных предприятий, которые осуществляют уборку.
Например, пошел снег. КДМ с песко-соляной смесью отправляются в назначенные локальные зоны. Производится распределение противогололедной смеси на проезжей части. Через 2-3 часа она начинает работать, не дает слеживаться снегу, предотвращает образование снежного наката и наледи. Затем производится сметание и уборка снежной массы в прилотковую часть дороги.
В первую очередь противогололедной смесью обрабатываются подъемы - у нас город имеет неровный рельеф. Особенное внимание уделяется тем трассам, где курсируют большегрузные машины, проходят маршруты общественного транспорта. Далее, в городе определен перечень объектов, которые очищаются в первую очередь. Это магистральные улицы, на втором месте дороги, соединяющие улицы с магистралями, на третьем - дороги районного значения, где доля общественного транспорта меньше, чем на магистралях. Когда снег накапливается, производится его вывоз. По нормативам, в течение суток дорожное полотно должно быть освобождено от выпавших осадков. Но все зависит от конкретных погодных условий.

- Много жалоб, что не убираются остановочные павильоны.

- После расчистки дороги грейдером образуется снежный вал, как правило, за ним идет тракторная щетка, которая убирает эти валы от остановок и перекрестков. Но, соглашусь, проблема есть. Не везде успевают своевременно убирать эти снежные преграды. Поэтому главой администрации города дано поручение Транспортному управлению вести постоянный мониторинг состояния остановочных павильонов, с тем, чтобы мы могли оперативно подключать наши муниципальные предприятия для расчистки.

- Известно, что крупные предприятия города также предоставляют технику, как вы встраиваете их в схему уборки?

- Как я уже сказал, предприятия различных форм собственности, крупные компании, заводы, МУПы предоставляют нам около 100 единиц. Причем почти двукратное увеличение произошло буквально за последние две недели, после обращения главы администрации города Вячеслава Сомова к руководителям предприятий. То есть вместе с городской техникой на улицах ночью на уборке снега работает около 200 машин. Но у предприятий в основном неспециализированная техника - самосвалы, ЗИЛы, КамАЗы. Некоторые даже бульдозерами снег грузят.
Когда мы проводили совещание, то специально оговорили, что при возникновении сложной ситуации по снегу крупные компании берут на себя обязательство очистить определенную улицу или участок. Да, некоторые ули-цы убираются отрезками - где-то снег лежит, где-то вывезли. Это происходит потому, что не все руководители компаний одинаково следят за добросовестным выполнением обязательств перед городом. Не надо забывать и о том, что у всех предприятий есть прилегающая территория, за которой они тоже должны следить. А кроме наших призывов есть утвержденные Правила благоустройства.

- Какова ответственность за невыполнение правил? Возможно ли, например, реально наказать владельцев магазинов, не расчищающих тротуар, ведь даже проспект Кирова – центральная улица – почти всегда в снегу.

- Есть Закон Саратовской области № 104 «Об административных правонарушениях». В статье 8.2 говорится о последствиях невыполнения обязательств по благоустройству. По этой статье органы УВД составляют протокол об административном правонарушении. Штраф для должностного лица составляет от 3 до 5 тыс. руб., для юридического - от 10 до 20 тыс. руб. Только в зимние месяцы по этой статье было составлено около 120 протоколов. И эту работу надо усиливать.

- Каково участие в уборке города управляющих компаний? Они обладают необходимой техникой?

- Работа с управляющими компаниями ведется. В том числе при помощи административных комиссий. Но дело в том, что все УК различны. И по сроку создания, и по материальному, техническому оснащению. У кого-то есть в наличии техника. Но таких - единицы. В основном работают на привлеченной технике. Всего за УК числится около 20 единиц уборочной техники. В снегопады они привлекают до 60 машин, включая собственные. Причина в том, что некоторые компании и ТСЖ образовались недавно и не имели возможности обзавестись специальными ресурсами. У других более прозаичная причина - отсутствие желания работать и несоответствие тем требованиям, которые к ним предъявляют собственники жилья. Замечено, кстати, что если у компании идут сбои по уборке кварталов и тротуаров, то у них наблюдаются проблемы и по оплате энергоресурсов, и по содержанию жилья. Не совсем благополучная ситуация в Ленинском, Октябрьском районах, есть вопросы по Волжскому. Остальные справляются лучше.

- Дворники. Эта редкая профессия еще не совсем исчезла в Саратове? Где они?

- Официально в городе работают 1 300 дворников. Имеется в виду, в управляющих компаниях. А в Саратове 7 тыс. домов. То есть даже на каждый дом не хватает. У нас рассчитанная потребность порядка 2 тыс. дворников на город. Вакансии есть, но, к сожалению, оплата (в пределах 5 тысяч) не привлекает работников. Даже отток начался в связи с усложнившимися погодными условиями. На эту ситуацию трудно влиять, но мы будем и дальше побуждать управляющие компании формировать штат дворников в полном объеме.
Одновременно мы решаем проблему уборки тротуаров с другой стороны.
Буквально в понедельник на ПДС было решено приобрести технику, которая могла бы работать на очистке тротуаров. Она и сейчас есть в наличии, но недостаточном. Город подал заявку в областное министерство ЖКХ для приобретения дорожной техники на условиях софинансирования. Эта программа состоит из двух составляющих: 30% выделяется из городского бюджета, 70% -из федерального. Город заложил на эти цели 40 млн. рублей, соответственно 93 млн. рублей должен выделить федеральный.

- Что вы планируете приобрести за эти деньги?

- Для уборки тротуаров 21 мини-бобкет с 4 навесками: ковш, ротор, щетка и гидромолот для устранения наледи. Помимо этого 20 единиц самосвальной техники, 2 тяжелых грейдера, 2 лаповых погрузчика большой производительности и 2 фронтальных погрузчика.
Конечно, реально нужно больше. Об этом тоже говорили на совещании, необходимо внести поправки в городской бюджет с целью дополнительного выделения средств. А пока мы можем оперировать только имеющимися цифрами. Скорее всего, техника будет приобретена к концу года, то есть заработает уже в следую¬щем сезоне. В целом же в соответствии с нормативами городу необходимо иметь 428 единиц снегоуборочной техники.

- Почему к уборке не привлекаются студенты, добровольцы-волонтеры, безработные?

- Здесь не все так просто. Мы весь прошлый год занимались этим вопросом, в муниципальных предприятиях по благоустройству было сформировано около 200 временных рабочих мест. Весь перечень вакансий передали в центры занятости, но существенных результатов, честно говоря, не получили. Проблема не решена даже наполовину. Саратовцы предпочитают стоять на бирже, но не работать на уборке города.
Что же касается студентов... Вы попробуйте с любым ректором поговорить и посмотрите, как он на это отреагирует. Я не говорю, что это невозможно совсем, но имеет свои нюансы. Особенно когда мороз -20 градусов. Конечно, мы прорабатываем этот вопрос и с ректорами, и с руководителями предприятий. Вот возьмите недавний выход чиновников с лопатами - мы же прекрасно понимаем, что таким составом город не очистишь. Но привлечь внимание к проблеме можно. И в этом смысле акция удалась. Своим выходом мы сказали: да, ребята, проблема есть, и решать ее надо общими усилиями. Потому что на самом деле многие могут помочь: промышленные предприятия, вузы, училища. И многие после такой акции откликнулись.

- Вопрос, который волнует многих. Особенно автомобилистов. Энгельс и Саратов - вроде бы и техника одна и та же. Почему у них чище?

- Две причины могу назвать, которые не зависят ни от меня, ни от энгельсского руководства. Первая - город Саратов является административным центром, улицы перегружены транспортом. У нас и летом в центре не проехать, не только зимой: в «час пик» улица Соколовая стоит, проспект 50 лет Октября стоит. И если вы сядете и подумаете, что в первую очередь нужно очистить, а что во вторую, вам это не сразу в голову придет. Потому что в Саратове что ни улица, то интенсивный поток машин. Потому что вся область здесь проводит время, работает, приезжает по делам. В том числе и Энгельс. И большая часть приезжает сюда на личном транспорте.
Вторая причина - чисто географическое положение. У нас город на холмах и возвышенностях, а Энгельс более-менее на равнине. Вот вам и наши проблемы, спуски-подъемы, которые при малейшей непогоде тормозят движение - улица Танкистов, Мясницкая, Алексеевский овраг, Заводской район (выезд на Волгоградскую трассу).
Есть и третья причина - оснащенность спецтехникой. Я сейчас не буду подсчитывать единицы, но, по имеющейся у меня информации, в Энгельсе оснащение, в том числе снегоуборочной техникой, достигает 60-70% от необходимого. У нас не больше 30%. Главная причина в том, что в свое время муниципальным предприятиям в Саратове не уделялось должного внимания. Фактически года два назад пришлось все начинать с нуля.

- Значит, из снега мы пока не выберемся...

- Почему? Работа ведется последовательная и системная, поэтому упреки я не принимаю. Но надо понимать - если за ночь выпало 30 мм осадков, то очистить город за сутки в принципе невозможно. И это касается любого населенного пункта, не только Саратова. Даже если бы у нас оптимально сложилась ситуация и мы имели полный парк техники. А расчистку мы производим. Просто нужно время, чтобы привести улицы в порядок.

Беседу вела Елена Налимова.

(Газета «Саратовский Взгляд», 04 февраля 2010 г.)
 

Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации