25 февраля 2010 12:17

Дмитрий Варламов: «Главный критерий – эффективность, скорость и прозрачность»

Картина земельных отношений в Саратове меняется. С возвращением городу земельных полномочий наметился рост отчислений в доходную часть муниципального бюджета, оформить документы на землю горожанам и юридическим лицам стало проще. Город постепенно очищается от незаконных торговых павильонов, на место которым придут предприниматели, выигравшие право аренды на аукционах. Об этих и других нововведениях в сфере земельных отношений рассказал председатель городского комитета по земельным ресурсам Дмитрии Варламов.

- Дмитрий Викторович, пополнение доходной части бюджета в условиях кризиса является одной из первостепенных задач для муниципалитета. Насколько существенны для городской казны поступления от земельных отношений?

- Если проанализировать 2009 год, то поступления от арендной платы за землю в бюджет Саратова составили порядка 582 млн рублей. По земельному налогу - более 900 млн рублей. Мы вплотную приближаемся к цифре в 1,5 млрд рублей. Это больше чем десятая часть бюджета 2009 года. То есть поступления от земельных отношений, конечно, существенные.

- Можно ли увеличить сумму отчислений в бюджет и за счет чего?

- Да, мы к этому стремимся. В первую очередь за счет жесткого муниципального земельного контроля. Все пользователи участков, независимо от того, арендаторы они или собственники, должны осуществлять установленные законом платежи за землю. Если арендатор не платит, мы обращаемся в суд. В прошлом году с недобросовестных арендаторов было взыскано порядка 32,5 млн рублей. Эта работа началась и носит системный характер. Рано или поздно мы взыщем все долги. В крайнем случае, будем доходить до банкротства должников. И такие прецеденты уже есть.
Земельные платежи - налог и аренда - должны быть неотвратимы. К сожалению, практика прошлого года показала, что есть пользователи земельных участков, которые не платили земельный налог и арендную плату годами. По всем выявленным случаям поданы судебные иски. По части мы получили решения, по части - уже денежные средства. Только за уклонение от арендной платы мы направили в суд более 100 исков, а также иски на предмет необоснованного обогащения предпринимателями. Здесь, безусловно, тоже есть сдвиги. Серьезный прирост платежей в бюджет 2009 года это подтвердил, поэтому данная работа будет продолжена.

- Саратову в прошлом году вернули право распоряжаться землей, госсобственность на которую не разграничена. Можно ли сегодня уже говорить о плюсах, которые принесло это решение городу?

- Конечно. Например, подавать исковые заявления в суд в связи с нарушениями в этой сфере как раз позволили нам переданные областью полномочия. Пока у города не было такой возможности, мы лишь фиксировали факт нарушений. К сожалению, эффективность таких действий была крайне низка. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Проводимая администрацией города деятельность по упорядочению землепользования показывает, что сегодня торговцы сами, не дожидаясь судебных приставов и правоохранительных органов, устраняют нарушения.

- У противников возвращения Саратову права распоряжаться землей на его территории был аргумент, дескать, предыдущая городская власть «слишком вольно» распоряжалась участками. Что делать, чтобы этого не повторилось?

- Для этого проведена большая работа. Должны быть законодательные акты, четко регламентирующие предоставление земельных участков. И город сделал серьезные шаги в этом направлении. Принят генеральный план, правила землепользования и застройки, которые вступили в силу в мае 2008 года. Имеющаяся на сегодняшний день законодательная база позволяет достаточно четко регламентировать понятия законности и незаконности.

- О том, что раньше люди оформляли права на земельные участки месяцами и даже годами, саратовские СМИ писали не единожды. Что сделано вашим комитетом для того, чтобы сократить сроки выдачи документов?

- Во-первых, мы соответствующе укомплектовали штат комитета, подготовили помещение. Сегодня это позволяет нам справляться с потоком заявителей, основная часть которых физические лица, обращающиеся по вопросу домовладений, и садоводы. Столпотворения в коридорах нашего комитета нет. В разных кабинетах в среднем 35, максимум 40 заявителей. Как правило, к концу дня принимаем всех.
Для того чтобы сократить пробег документов, на рассмотрение Саратовской городской Думы был вынесен вопрос о передаче части массовых полномочий по распоряжению землей комитету по земельным ресурсам. Городские депутаты поддержали нас в этом вопросе, за что мы им очень благодарны. Принятое решение позволит сократить срок рассмотрения документов в разы. А это 90-95 процентов от общего потока обращений по домовладениям и садоводческим участкам.

- Как продвигается процесс автоматизации документооборота?

- Эта работа была начата нами уже в прошлом году. На конкурсной основе мы привлекли структуры для разработки программного обеспечения. На сегодняшний день поставлен базовый блок по арендным отношениям, эта работа автоматизируется. То же самое касается приема заявлений. Теперь это делает оператор на компьютере на основании документов заявителя.

- Это платная услуга?

- Бесплатная, безусловно. Законом не предусмотрено взимание платы за муниципальные услуги, в том числе за предоставление земельных участков. Хотя есть определенные работы, которые выполняются лицензированными организациями на платной основе. Это кадастровые работы, геосъемка. Но и здесь надо быть внимательным в выборе такой организации. Если ваши права нарушены, с вас взяли деньги, а конечного результата нет - межевое дело не сформировано и так далее, надо обращаться в надзирающие органы, чтобы принимались меры к таким компаниям.

- Когда будет завершен процесс автоматизации?

- Он постоянно совершенствуется в любой организации, даже там, где поставлен на высоком уровне. Мы же пока в начале пути. На этот год запланировали ввести пилотный проект по электронному документообороту.

- Это улучшит работу?

- Автоматизация процесса позволит соответствовать трем главным критериям в работе - эффективность, скорость и прозрачность. Правильно сформированная электронная база и документооборот способствуют быстрому и качественному осуществлению приема граждан, а также формированию любой отчетности по деятельности комитета. Минимизируется так называемый человеческий или субъективный фактор.

- Дмитрий Викторович, многих волнует вопрос: когда в городе начнут проводиться земельные аукционы для предпринимателей, занимающихся сезонной торговлей?

- Эта тема крайне важна для нас, так как это пополнение бюджета, в первую очередь. С конца прошлого года комитетом было сформировано около 800 земельных участков под объекты мелкорозничной, нестационарной торговли - это летние кафе, продажа прохладительных напитков (кроме пива), бахчевых, елок, то есть фактически вся сезонная торговля. Сейчас началась оценка этих участков, после чего будут проводиться аукционы по предоставлению права аренды на них. Аукционы будут проводиться ежегодно.

- То есть теперь получить земельный участок под летнее кафе можно будет только через аукцион?

- Да. На сегодня есть ряд земельных участков, на которые действуют договора аренды. В случае если предприниматели оплачивают арендную плату, на срок действия договора они будут пользоваться этим участком. Все остальные смогут взять в аренду участок для торговли только через аукцион. Первый мы проведем этой весной для кафе и других объектов, которые должны начать работать в летний период. По бахчевым и елкам, естественно, ближе к осени.

- Земельный участок будет даваться на год?

- С предпринимателями будет заключаться краткосрочный договор аренды. Причем не обязательно даже на год - на период, который необходим предпринимателю. Торговать, допустим, арбузами, круглый год невозможно. Сезона просто нет. Пополнять бюджет будут именно те деньги, которые заплатит предприниматель за право заключения такого договора аренды.

- Что еще планируется городом в этом направлении?

- Мы подбираем земельные участки, в отношении которых уже начаты судебные процедуры, так как эти участки не используются, или арендная плата по ним не оплачивается. Планируем вернуть их в государственную или муниципальную собственность и выставить на аукцион. Такая работа ведется. В этом году мы однозначно получим результат.

- На какую сумму казна Саратова сможет пополниться от арендной платы за 800 участков, выставленных на аукцион?

- Точную цифру сейчас назвать сложно. Но очевидно то, что деньги, которые мы получим от реализации прав аренды на земельные участки, перекроют средства, которые были затрачены муниципалитетом в прошлом году на их формирование. Даже если получим по 10 тысяч рублей с участка, поступления в казну города будут измеряться десятками миллионов рублей.

- Если говорить о недобросовестных предпринимателях, которые устанавливают ларьки в зеленых зонах, на территориях общего пользования, насколько эффективно идет с ними борьба?

- По данным районных администраций, в городе около 1000 незаконных ларьков при общем количестве 1350. Та работа, которая была начата нами в прошлом году, уже дает свои результаты. В настоящий момент мы подали 324 иска о демонтаже незаконных объектов, получили около 250 решений, из них более 140 вступило в законную силу. По исполнительным листам вместе с судебными приставами, правоохранительными органами демонтируем незаконные торговые павильоны. Здесь именно совместные усилия дают результат. Необходимо отметить, что демонтаж - это жесткая позиция всех ветвей власти в городе, правоохранительных органов. Ряд предпринимателей, видя, что ситуация в городе кардинально меняется, спешат убирать свои ларьки с зеленых зон и других, ставшие причиной многочисленных жалоб в наш комитет.

- Не проще ли сначала предложить им оформить все в законном порядке?

- По закону такие объекты должны соответствовать генеральному плану и правилам землепользования и застройки Саратова. Как правило, эти торговые павильоны расположены на территории общего пользования и зачастую на зеленых зонах. Соответственно, оформить права на них нельзя, поэтому их приходится демонтировать. Зато эта ситуация стимулировала добросовестных предпринимателей к оформлению своих земельных участков. Мы не ставим задачу уничтожить мелкорозничную торговлю как класс. Мы говорим, что нужно упорядочить землепользование и обеспечить права граждан на территории общего пользования, на зеленые насаждения. Это - ключевая задача.

- Согласно новому положению о комитете по архитектуре и комитете по землеустройству часть вопросов, связанных с градостроительством, перейдет в земельный комитет. Зачем это нужно, ведь в комитете по архитектуре есть специалисты, которых нет в вашем комитете?

- Вопрос хороший. Но речь о другом - о том, что исполнять эти функции будут те же специалисты, но в составе единого комитета, который получит название комитет по землепользованию и градостроительству. Почему? Потому что это взаимосвязанные вещи. Мы поставили цель упорядочить землепользование на территории города, и те полномочия, которые переданы Саратову, выступили катализатором в этом процессе. Что это нам дает? Убыстрение оформления земельных участков, поэтапный переход к принципу единого окна в работе с заявителем. Любое предоставление земли осуществляется в соответствии с генпланом и с правилами землепользования и застройки, а этот вопрос ведется комитетом по архитектуре и градостроительству. Получался большой документооборот между комитетом по земельным ресурсам и комитетом по архитектуре и градостроительству. Эффект от принятого управленческого решения очевиден – сокращение документооборота в рамках одного структурного подразделения.

(«Эхо Москвы» в Саратове» 17 февраля 2010 г., «Саратовская панорама» 25 февраля 2010 г.)
 

Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации