30 марта 2010 14:57

Что дает земля городу?

Земля - очень ценный ресурс, поэтому нужно, чтобы им распоряжались эффективно и грамотно, с максимальной прозрачностью. Озабоченность этим звучит в высказываниях губернатора, депутатов областной Думы, чиновников облправительства. Как реагируют на это в городском комитете по земельным ресурсам? Об этом, а также об итогах работы и нововведениях в сфере земельных отношений корреспонденту «НВ» рассказал председатель комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» Дмитрий Варламов.

- Что такое эффективное распоряжение земельными участками? В первую очередь, увеличение доходов бюджетов двух уровней от арендных платежей за землю, а также скорость и прозрачность в оформлении земельных участков. По итогам 2009 года поступления от арендной платы за землю в консолидированный бюджет составили порядка 582 млн рублей. По земельному налогу - более 900 млн рублей. В целом это составляет порядка 1,5 млрд рублей - больше, чем десятая часть бюджета муниципального образования «Город Саратов» на 2009 год.

- За счет чего удалось выйти на этот показатель?

- Все очень просто: есть договор - платите. Если не платите - в суд. Другого подхода нет. В прошлом году мы провели большую разъяснительную работу с арендаторами, разослали около 20 тысяч уведомлений о необходимости своевременного внесения платежей. Мы жестко контролируем, чтобы все арендаторы вносили установленные законом платежи за землю. В ином случае - исковые заявления в суд. В прошлом году мы направили в суд 101 иск, с недобросовестных арендаторов было взыскано порядка 32,5 млн рублей. Мы сегодня активно проводим выверку базы, выявляем неплательщиков.

- Что планируется сделать для увеличения доходной части бюджета?

- Наш комитет сформировал порядка 800 земельных участков под летние кафе, также под сезонную торговлю - продажу прохладительных напитков, бахчевых культур, ёлок. После проведения оценки права аренды получить такой участок можно будет только через аукцион. Первый из них мы проведем этой весной для кафе и других объектов, которые должны начать работать в летний период. Второй -торговле бахчевыми и елкам будет проводиться ближе к осени. В общем, это будет делаться каждый сезон. На земельный участок будет заключаться краткосрочный договор аренды на период, который необходим предпринимателю для осуществления торговой деятельности. Реализация с аукциона прав аренды на земельные участки позволит увеличить доходы бюджетов двух уровней.

- Что делается для расширения налогооблагаемой базы?

- Для этого разработан проект долгосрочной целевой программы по формированию земельных участков, занимаемых многоквартирными жилыми домами на территории города Саратова на 2011-2014 годы. Это очень большой объем, сегодня не оформлено более 6 тысяч домов.

- Предыдущую городскую власть упрекали в слишком вольном распоряжении участками. Понятно, что сегодня областной комитет по управлению имуществом, передавший вам земельные дела, следит за тем, как они продвигаются в вашем ведомстве, заявляет об отсутствии достаточной законодательной базы. Как вы это прокомментируете?

- Город сделал серьезные шаги: приняты Генеральный план, Правила землепользования и застройки, четко регламентирующие процедуру предоставления земельных участков. Предоставление земельных участков осуществляется в строгом соответствии указанным нормативным правовым актам. Правила дорабатываются с учетом прошедших публичных слушаний. На текущую дату в Саратовскую городскую Думу направлен проект решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки. Публичные слушания по внесению в них изменений проходили в разных районах города, с участием депутатов, независимых экспертов, застройщиков и, естественно, самих жителей этих территорий. Такие мероприятия будут проводиться ежегодно. Город в этом году выделяет деньги, чтобы провести работу по подготовке и утверждению документации по планировке территории по всем районам города.

- Зеленые зоны, территории общего пользования захватываются под торговые ларьки и павильоны. Что предполагаете с этим делать?

- В городе, по данным районных администраций, количество незаконных ларьков составляет около 1000. На текущую дату комитетом от имени администрации предъявлено 338 исковых заявлений о демонтаже незаконных объектов, вынесено 284 решения, из них 190 вступило в законную силу. На основании выданных исполнительных листов вместе с судебными приставами, правоохранительными органами осуществляем демонтаж незаконно установленных торговых павильонов. Ряд предпринимателей, не дожидаясь исполнительного производства, демонтировали павильоны без участия приставов.

- На первый взгляд, эта работа пока не слишком видна. Возможно, многие предполагают, что им удастся оформить свои объекты в законном порядке?

- Мы обеими руками за то, чтобы добросовестные предприниматели оформили свои земельные участки. Однако размещение объектов торговли должно строго соответствовать Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки Саратова. Но, как правило, павильоны расположены на территории общего пользования, где размещение объектов торговли не планируется. Наша ключевая задача - упорядочить землепользование и обеспечить права граждан на территории общего пользования, на зеленые насаждения.

- Как решается ситуация, связанная с лыжным стадионом на 5-й Дачной? Там
предоставлены участки под жилищное строительство, и после отмены этого решения застройщикам были обещаны новые участки. Выделить их после передачи
полномочий из КУИ на уровень города предстояло уже вашему комитету.

- Ранее распоряжениями комитета по управлению имуществом Саратовской области данные земельные участки предоставлены для индивидуального жилищного строительства. Эти распоряжения сейчас отменены КУИ области в связи с тем, что данные земельные участки относятся к землям общего пользования и предназначены для прохода (проезда). Дело осложняется тем, что в период действия первоначальных распоряжений были заключены договоры аренды и право аренды зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В настоящее время комитет по земельным ресурсам готовит документы для предоставления двух равноценных земельных участков взамен изымаемых для обеспечения прохода (проезда) к лыжному стадиону.

- Как обстоят дела со сроками прохождения и оформления документов?

- В комитет очень много поступает заявлений о предоставлении земельных участков, в основном под домовладения и садоводство - они составляют 90-95 процентов от общего потока обращений. С момента передачи полномочий у нас не было по садоводам никаких досье, нам приходилось заново формировать документальную базу. На это необходимо было время. В целях сокращения сроков рассмотрения документов Саратовская городская Дума приняла решение о передаче комитету по земельным ресурсам части полномочий по распоряжению землей. Это позволяет сократить срок рассмотрения документов. Мы стремимся к тому, чтобы выдерживать двухнедельный срок, как это предписано законом.

- Реально ли это? Ведь раньше люди оформляли права на земельные участки
месяцами и даже годами.

- Да, это реально. У нас есть для этого укомплектованный штат специалистов, которые вполне успешно справляются с потоком заявителей. Как видите, столпотворения в коридорах нет. В среднем за один приемный день принимают заявления от 100 заявителей. Как правило, к концу дня принимаем всех. Мы поэтапно переходим на предварительную запись посетителей. Если в назначенный день по каким-то причинам человек не попал на прием, мы записываем его на утро следующего дня. Люди уже не толпятся целый день в коридорах, подпирая стены, а приходят к назначенному времени, а если надо подождать, то есть возможность разместиться на лавках, стульях. Я считаю совершенно нормальными создание посетителям элементарных удобств и обеспечение доступности приема документов. Люди приходят, получают любые консультации у любого нашего специалиста.

- Дачная амнистия была продлена не случайно. Более 50% жителей не оформили свои шесть соток.

- Дачная амнистия распространяется на земельные участки, предоставленные садоводческим некоммерческим объединениям. Люди получают земельный участок, входящий в состав садового товарищества, по упрощенной системе. Здесь очень много зависит от четкости работы председателя СНТ, от готовых документов. А когда человек приходит и говорит, что хочет оформить садовый участок совершенно отдельно от товарищества (на что, кстати, он имеет полное право), тогда это подчиняется другой системе - оформление идет на общих основаниях, с обязательным информированием через СМИ и т.д.
Есть другая категория наших заявителей: они что-то построили на земельном участке, но строение не оформили. А сегодня хотят узаконить и сооружение, и землеотвод. Приобретение права собственности на такое строение возможно только в судебном порядке. Если данный объект не противоречит Генеральному плану, Правилам землепользования и застройки, то комитет дает заключение о возможности предоставления земельного участка под ним.

- Может ли земельный комитет как-то повлиять на плотность застройки? Ведь из окон одного дома скоро можно будет прыгать в окна соседнего...

- Любое предоставление земли осуществляется в соответствии с Генпланом и Правилами землепользования и застройки, а этот вопрос находится в компетенции комитета по архитектуре и градостроительству. Есть санитарные, экологические, градостроительные нормы. В этом году в Правила землепользования и застройки были внесены изменения, касающиеся именно плотности застройки. Люди должны иметь право на комфортную среду обитания. Но эти поправки вызвали массу споров, особенно у застройщиков.

- Есть ли обращения в земельный комитет по поводу выделения мест под стоянки?

- Обращения есть. Мест нет, особенно в центральной части города. А чтобы строить подземные стоянки, надо что-то сносить. При планировке территории акцент делается на разработку зон общего пользования по всем районам города. Зеленые зоны однозначно не подлежат застройке. Такие документы тоже разрабатываются, их готовит комиссия по землепользованию и застройке, а далее после проведения публичных слушаний их будет утверждать Дума.

- Как продвигается процесс автоматизации документооборота? Есть у вас свой сайт?

- Отдельного сайта нет, но на сайте муниципального образования есть информация, документы, касающиеся нашего комитета. Без автоматизации сегодня не обойтись. Эта работа была начата нами уже в прошлом году. На конкурсной основе мы привлекли структуры для разработки программного обеспечения. На сегодняшний день поставлен базовый блок по автоматизации документооборота, связанного с арендными отношениями.
То же самое и с приемом заявлений. Теперь это делает оператор на компьютере на основании документов заявителя. На этот год запланировали ввести электронный документооборот. Рассматриваются варианты приобретения компьютерных программ. Автоматизация процесса позволит соответствовать трем главным и объективным критериям в работе - эффективность, скорость и прозрачность.

(Татьяна Просина, газета «Новые времена в Саратове», 26 марта 2010 г.)
 

Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации