30 марта 2010 12:29

Земля – это деньги

Безграмотно, близоруко и некомпетентно оценивают критики земельную политику городских властей

Не так давно в популярных СМИ была опубликована целая серия статей о реализации городской властью Саратова полномочий по распоряжению земельными участками. Эти полномочия, напомним, были переданы минувшей осенью от областного комитета по управлению имуществом городскому земельному комитету. Время выхода статей по довольно странным, а может быть и не странным, обстоятельствам совпал по срокам с определением кандидатуры Павла Ипатова на пост губернатора. Вроде уже «осипшие голоса» вновь начали будоражить город, рассуждая на тему – провален или нет проект партии по передаче областному центру полномочий распоряжаться землей.
Указывалось на некомпетентность администрации Саратова в этом вопросе и откровенно преувеличивались заслуги областного комитета по управлению имуществом. При этом интересы саратовцев игнорировались, а интересы определенных финансово-промышленных групп (или группировок – как кому больше нравится) явно лоббировались.
Почему был сделан вывод, что интересы горожан проигнорированы? Да хотя бы потому что невозможно в трезвом уме и добром здравии, делая анализ ситуации с распоряжением землей, который был представлен в этих статьях, не замечать очевидное. А если уж это было сделано, то было сделано неспроста, а в чьих-то интересах. Вот и получается, что помимо интересов бизнес-сообществ, которым передача городу полномочий по распоряжению землей, видимо, пришлась не по вкусу, так как аппетиты на еще оставшиеся участки земли на территории Саратова им пришлось резко поубавить, а кому-то и вовсе сесть на голодный паек, других заинтересованных лиц в этом вопросе нет. А неумелое прикрытие финансово-промышленными группами своих интересов попытками придать этому вопросу политическую окраску, обвиняя руководство города в провале очередного проекта партии, попахивает дешевым популизмом и не делает чести «великим комбинаторам».
До передачи городу полномочий по распоряжению землей решить проблему сокращения сроков оформления земель усилиями комитета по управлению имуществом области не удавалось. Даже после утверждения регламента, требовалось учитывать участие в процессе оформления прав на землю исполнительных органов власти трех уровней.
Со стороны муниципального образования «Город Саратов» проекты границ утверждала администрация города, со стороны федеральных органов исполнительной власти кадастровый план выдавался кадастровой палатой. На основании данных документов комитет по управлению имуществом Саратовской области готовил распорядительные документы и договоры аренды. Они завершали процесс и позволяли зарегистрировать права на землю в регистрационной палате. Вопросы координации действий не только влияли на сроки и качество документов, но и создавали условия, при которых распорядительный орган практически не отвечал за результат, всегда имея возможность сослаться на того или иного «промежуточного исполнителя».
Передача городу полномочий устраняет фактор «безответственности», позволяет сократить сроки оформления документов за счет сокращения количества участников процесса, а также создает наилучшие условия для реализации градостроительной политики. Появляется возможность не только контролировать результат, но и активно воздействовать на процессы реализации предусмотренных Генеральным планом города изменений. Возможность самостоятельно прогнозировать и активно влиять на формирование доходной части местного бюджета от платы за землю также можно назвать серьезным аргументом в пользу принятии решения о передаче городу полномочий по распоряжению землей. А если к этим причинам добавить еще и перспективы увеличения эффективности муниципального земельного контроля, лишенного ранее возможности самостоятельно подавать исковые заявления в суды, то становится понятно, что проект партии по передаче городу полномочий имел целью обеспечение исключительно муниципальных интересов, а не интересов отдельных чиновников или групп лиц, как это активно пытаются сегодня преподнести некоторые якобы радеющие за город деятели.
Понимание важности создания наилучших условий для развития города, позволяющих пополнять местный бюджет и улучшать условия жизни населения, в том числе путем обеспечения доступности и сокращения сроков оформления земель, послужило причиной принятия областной думой решения по передаче городу полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Глава Саратова Олег Грищенко:
- Сегодня пока я не могу сказать, что в вопросах управления и распоряжения землей на уровне города проблем нет. Они имеются. И их необходимо решать.
За короткий срок нужно заново создать систему по распоряжению землей и расставить приоритеты, чтобы как можно быстрее навести порядок в этой сфере. Безусловно, решить все проблемы сразу невозможно, но главное на сегодня, это то, что проблемы очевидны, они обозначены перед исполнительной властью города и взяты на контроль депутатами.
Городская Дума в решении проблем муниципалитета всегда занимала активную позицию. Сегодня нашей задачей является максимально сократить во времени болезненный переходный период, взять на контроль устранение всех имеющихся замечаний в отношении деятельности исполнительной власти Саратова в сфере распоряжения землей, создать необходимые условия для организации процессов распоряжения и управления земельными ресурсами города. Речь в первую очередь идет как о реализации Генерального плана города – документа территориального планирования, так и о Правилах землепользования и застройки, в которые на ближайшем заседании Думы будут внесены изменения, соответствующие требованиям действующего законодательства и реалиям времени – Правила максимально адаптированы к реализации муниципалитетом полномочий по распоряжению землей. Сам факт наличия доработанных Правил землепользования и застройки делает землю более доступным ресурсом для заявителей и инвесторов, устраняет влияние субъективного фактора и возможность коррупционных проявлений при выборе участков для строительства при условии соблюдения регламентов и ограничений.
Хочу отметить, что и изменившееся в последние годы федеральное законодательство достаточно подробно регламентирует процессы распоряжения землей для различных целей и даже устанавливает сроки принятия решений органом исполнительной власти, что значительно упрощает многие организационные вопросы и устраняет причины для повторения прошлых ошибок.
Кроме того, в Думе на данный момент также рассматриваются и предложения по внесению изменений в действующее Положение о муниципальном земельном контроле. Результатом рассматриваемых изменений должно стать, в первую очередь, повышение эффективности использования городских территорий и улучшение качества городской среды, дополнительные поступления в бюджет города от платы за землю.
Но, пока, к сожалению, мы вынуждены констатировать факт, что основные усилия исполнительного органа – администрации города, с момента передачи полномочий по распоряжению землей, были направлены в основном на решение текущих проблем, а вопросами управления земельными ресурсами города администрация практически не занималась.
В результате мной перед главой администрации поставлены конкретные задачи - в целях эффективной реализации переданных полномочий по распоряжению земельными участками на территории города сформировать нормативную базу по распоряжению землей в кратчайшие сроки - разработать необходимые правовые акты в сфере распоряжения землей, внести требующиеся изменения в действующие. Кроме того, я направил руководству администрации предложение по приведению в соответствие ставок земельного налога (с учетом размера арендной платы за землю в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков), по применению льгот по земельному налогу посредством снижения ставок для отдельных категорий граждан и юридических лиц. Что также является немаловажным фактором при реализации системного подхода по распоряжению землей.
В конце февраля депутатами было одобрено предложение администрации города о передаче градостроительных полномочий комитету по земельным ресурсам – принято решение о создании нового комитета администрации города – комитет по землепользованию и градостроительству. Его основная цель - создание условий для реализации принципов «одного окна» при оформлении прав на земельные участки на территории города, но никак не игнорирование градостроительных требований, как сегодня пытаются представить «переживающие за провал проекта партии». Поэтому, рассуждать, по истечению менее одного месяца с момента принятия решения об объединении градостроительной функции муниципалитета с функцией по распоряжению земельными участками под эгидой одного комитета, о том, что при таком нововведении сроки оформления не изменились, и что никакой положительной динамики нет, я бы, не стал. Это, как минимум, некорректно.
При отсутствии в городе свободных территорий, пригодных для комплексного освоения в целях жилищного строительства, необходим поиск иных способов реализации национального проекта «Доступное жилье - гражданам России», в частности с использованием полномочий по развитию застроенных территорий, резервированию и изъятию земель, которые не были освоены ранее. Планом реализации Генерального плана города также предусмотрено обновление застроенных территорий, разработаны и утверждены 4 проекта планировки в Октябрьском, Волжском и Кировском районах города. В рамках одного органа исполнительной власти, полностью отвечающего за процесс оформления прав на земельные участки намного проще как планировать мероприятия по развитию города, так и контролировать результат, поэтому передачу градостроительных полномочий можно расценивать и как сокращение административных барьеров, и как создание наилучших условий для реализации Генерального плана города и национального проекта по строительству жилья.
Работа в направлении формирования и реализации городской стратегии по распоряжению земельными ресурсами идет, и говорить о том, что руководство города заняло в данном случае «удобную выжидательную позицию», на мой взгляд, безграмотно, близоруко и некомпетентно.
В рамках полномочий главы муниципального образования «Город Саратов», возглавляющего представительный орган местного самоуправления, мной сделано все возможное как для инициирования передачи городу полномочий, так и для организации процесса распоряжения землей. Выражаю надежду, что газета «Взгляд» будет впредь опираться только на факты и не перейдет к практике необоснованных обвинений и распространению клеветы.
Сейчас, на мой взгляд, существуют все условия для того, чтобы депутатский корпус, наконец-то, стал единой командой с администрацией города, в которой каждый в рамках своих полномочий работает с полной отдачей. Задача у нас одна. Да, полномочия у исполнительной и представительной власти города разные, так определил закон. Но, задача одна – работать на благо города и его жителей. Организационные вопросы понятны, но они, являясь исключительной компетенцией администрации города, требуют сегодня как опыта муниципальной службы, так и профессиональных знаний. Считаю, что отсутствие объективных причин обязывает главу администрации города обратить внимание на субъективные факторы, которые, на мой взгляд, являются следствием проводимой ранее кадровой политики.
В заключении я хотел бы сказать, что внимание области к теме реализации полномочий городом по распоряжению земельными участками, находящимися на территории Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, вполне оправдано и полезно для города, однако и подводить итоги еще слишком рано. Надеюсь, совместные усилия позволят разобраться в причинах, сделать правильные выводы, и обеспечить положительный результат.

(Алиса Селезнева, «Газета недели» в Саратове», 30 марта 2010 г.)
 

Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации