31 марта 2010 15:17

Тарифы растут в предельном уровне

Приметой последнего времени стали разговоры на тему необоснованно завышенных коммунальных тарифов, грабительских корректировок и некачественных услуг управляющих компаний (УК). Как обстоят дела в коммунальной сфере города в реальности, почему суммы платежей за ЖКУ у жителей разнятся, как наладить диалог с УК, рассказала заместитель председателя городского комитета по ЖКХ Елена Ножечкина.

Тарифы нигде не превышены

- Елена Викторовна, действительно ли в Саратове зафиксирован высокий рост коммунальных тарифов?

- Вопрос нужно разделить на две части. Жилищные и коммунальные услуги различаются в зависимости от способов регулирования. По жилищным услугам принятие решения о размере платы за жилье в многоквартирном доме, где управление осуществляется управляющей организацией, принимается общим собранием собственников. В ТСЖ или жилищном кооперативе такое решение принимают органы управления. Для нанимателей жилья регулирование размера платы осуществляется органами власти. В частности, муниципалитетом. При этом в соответствии со ст. 156 Жилищного кодекса плата за содержание и ремонт жилья должна осуществляться в размере, обеспечивающем содержание общего имущества многоквартирного дома, в соответствии с установленными законодательством требованиями. Это норма. На текущий момент в Саратове действуют тарифы на содержание и ремонт жилья в диапазоне от 9 до 16,5 рубля на квадратный метр.

- А почему существует такой разброс?

- Он складывается с учетом конструктивных технических параметров многоквартирных домов, степени их износа. То есть одному дому требуется меньшая сумма на содержание и ремонт, другому большая. Опять же перечень услуг выносится на общее собрание собственников жилья по предложению управляющей организации, которая предлагает этот перечень услуг и периодичность их проведения. Соответственно, по каждому дому будут совершенно разные тарифы. При этом необходимо отметить, что большинство управляющих компаний не пересматривало тарифы на данные услуги в текущем году и оставили их на уровне 2009 года.

- Откуда тогда возникла тема высоких тарифов?

- Мы говорили о жилищных услугах. Но есть еще и коммунальные услуги. Они подлежат жесткому регулированию. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта и органами МСУ в порядке, установленном федеральным законом. В частности, органами регулирования на областном уровне является правительство Саратовской области, которым регулируются тарифы на тепловую энергию и электрическую. Газоснабжение – Саратовской областной Думой.
Муниципалитет осуществляет регулирование тарифов на водоснабжение, водоотведение, утилизацию и захоронение ТБО. Все эти тарифы принимаются в соответствии с предельными индексами максимального роста тарифов, установленными по тепловой и электрической энергии федеральной службой по тарифам, на холодную воду – постановлением правительства Саратовской области. Если проанализировать основных поставщиков, таких, например, как ОАО «ВоТГК», рост тарифов на тепловую энергию для данного предприятия составил 12,2% при максимально возможно допустимом 14%. У МУПП «Саратовводоканал» рост тарифов на холодное водоснабжение 5%, в пределах, которые установлены. А все прекрасно знают, какая там изношенность сетей -70-100%. Минимальная потребность предприятия не на реконструкцию и модернизацию, а на текущее содержание сетей составляет далеко не 5%. Фактическая потребность гораздо выше. И это экономически обосновано.

- То есть тарифы у нас нигде не превышены?

- Именно тарифы – нигде. Возьмем для примера среднестатистическую двухкомнатную квартиру площадью 54 кв. м с тремя проживающими: изменение по оплате за ЖКУ произошло всего на 8%. Это примерно с 3198 рублей до 3448 рублей. То есть коммунальные тарифы у нас регулируются и значительного роста не дают.

- А могут тарифы вообще не увеличиваться?

- Изменение тарифов – это объективный процесс. Существует уровень инфляции, растут цены на сырье и материалы, изменяется заработная плата занятых в данной отрасли работников, которыми, кстати, являются жители Саратова и отчисления от фонда оплаты которых идет на формирование Пенсионного фонда. Поэтому сохранить тарифы на коммунальные услуги на одном и том же уровне невозможно. В соответствии с основами тарифообразования принимаемые тарифы должны быть экономически обоснованными и покрывать затраты, необходимые для предоставления ЖКУ.

- Услуги мы оплачиваем, а улучшается ли их качество?

- К сожалению, качество далеко не всегда соответствует требованию действующего законодательства. Но тут необходим контроль именно со стороны собственников. Это право дается им Жилищным кодексом РФ. Кроме того, существуют Постановления правительства, которые утверждают порядок предоставления коммунальных услуг гражданам и правила содержания общего имущества в многоквартирных домах. Не получая услугу, или получая ее недолжного качества, любой человек может претендовать на уменьшение суммы ее оплаты.

Почему увеличены суммы в платежках?

- Если мы не превысили предельную планку тарифов, за счет чего тогда складывается увеличение сумм, которые жители увидели в платежных документах в этом году, по сравнению с прошлым годом?

- Каждый случай, конечно, индивидуален. Объектом расчета за ЖКУ для поставщиков является многоквартирный дом. Не каждый отдельно взятый человек, а именно многоквартирный дом.

Назову возможные случаи увеличения выставленных сумм.
Во-первых: однозначно это рост тарифов на уровне в среднем 8-9%.
Во-вторых: в соответствии с постановлением правительства РФ № 307 «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» расчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется по тарифам ресурсоснабжающих организаций, установленных органами регулирования. Я называла тариф для ОАО «ВоТГК», который в принципе является монополистом. Но у нас на этом рынке услуг есть еще более мелкие компании. И если тариф у ОАО «ВоТГК» составляет 1054 рубля за одну Гкал, по зоне ООО «ТеплоЭлектроГенерирующая Компания» тариф - 1326,46 руб. за Гкал (с НДС); по зоне ООО «Техэнергомонтаж» тариф - 1386,21 руб. Гкал (с НДС). Получается, что в разных районах - разные тарифы, потому что получают люди услуги от разных поставщиков.
В-третьих: монетизация. Это закон Саратовской области № 372. В соответствии с ним льготными категориями граждан оплата услуг сейчас осуществляется в 100- процентом размере. Льготы им потом возмещаются непосредственно на счет или выдаются с пенсией. Но сумма в платежном извещении, полученном льготником, может возрасти по сравнению с предыдущим годом на 60% и больше. Это психологически действует на людей. Отсюда – разговоры о росте коммунальных тарифов.
Отдельными компаниями города осуществлен переход на расчеты по показаниям приборов учета, без соблюдения норм установленных постановлением Правительства РФ № 307.

- Как сейчас обстоят дела с приборами учета? Почему некоторые жители вместо обещанной экономии, наоборот, стали платить больше?

- Мы поручили УК провести анализ по каждому объекту, выявить причины, почему произошло повышение. Если что-то не отрегулировано с приборами, значит, этим надо заниматься. Если проблемы с коммуникациями, значит, это тоже надо устранять.
В то же время необходимо понимать, что установленный единый на весь город норматив — это усредненный показатель. Если по каким-то домам фактическое потребление меньше норматива, то по каким-то однозначно больше. Уже на текущий момент можно сказать, что потребление на малоэтажные дома значительно превышает многоэтажные по нескольким причинам. Во-первых, в связи с тем, что высокий удельный вес там приходится на места общего пользования. Это 35-55% от общей площади жилых и нежилых помещений. Тогда как по многоэтажкам только 25%. И высокий удельный расход тепловой энергии на отопление. У маленьких домов - большие чердачные помещения, подвалы, погреба, большие коридоры. В тех же общежитиях – огромные коридоры гостиничного типа. Даже независимо от того, отапливаются они или нет, теплоотдача все равно есть. И собственник жилья должен обеспечить содержание общего имущества жилого дома, так как не может существовать отдельно взятая квартира вне всего жилищного комплекса.

- Нередки случаи, когда в доме стоят счетчики, а все равно выставляют счета по нормативам. Почему?

- В соответствии с законодательством счета должны выставлять по показаниям приборов учета, в случае их отсутствия – по нормативам. Также постановление № 307 предусматривает, что при отсутствии показаний потребления ТЭР за предыдущий год счета выставляется по нормативу с последующей корректировкой по фактическим показаниям счетчиков. Но в принципе поставщик должен перейти на расчет по фактическим показаниям.

- Больная тема: является ли законным предъявление корректировок?

- В соответствии с действующим законодательством собственники должны производить оплату за фактически потребленные коммунальные ресурсы. У нас есть постановление Правительства РФ № 307 «Правила предоставления коммунальных услуг». Везде в законодательстве идет ссылка на то, что расчеты осуществляются в соответствии с правилами, установленными Российской Федерацией. В соответствии с ними в случае превышение сумм, предъявляемых в счетах-фактурах поставщиков, населению выставляется корректировка за отопление – 1 раз в год, за горячее и холодное водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение – ежеквартально. В целях как раз ухода от сверхнорматива, чтобы показать, сколько фактически потребляет тот или иной многоквартирный дом, администрацией города была проведена большая работа по установке приборов учета на жилищный фонд. В частности, оснащенность тепловыми счетчиками (наибольшие проблемы именно по корректировкам за отопление и ГВС) с 52,7% на начало 2009 года достигло 94,9% к концу. Счетчиками холодного водоснабжения - с 31,9% до 41%, электросчетчиками – с 31,6% до 43,2%. В данном направлении у нас есть движение вперед по сравнению со многими другими городами России.

Ограничений по выходу из УК нет

- Что является самым, на ваш взгляд, проблемным в вопросах расчетов за потребленные жилищно-коммунальные услуги?

- Самая большая проблема – низкая осведомленность населения именно о нормах законодательства, о его правах как собственника. В соответствии с действующим законодательством все функции контроля, выбора управляющей компании, участия в ревизионных комиссиях, решения ключевых вопросов отнесены к правам собственников. Просто необходимо грамотно ими пользоваться.
В то же время проблема многих УК – неумение наладить диалог с жителями. Необходимо вести разъяснительную работу с населением. А это ежегодные отчеты перед собственниками на собраниях о доходах и расходах по содержанию дома, предоставление перечня работ и сметных расчетов величины тарифов на содержание и ремонт жилья, прозрачность расчетов за коммунальные услуги. То есть полное информирование собственников о финансово-хозяйственной деятельности УК.
Зачастую недовольство жителей вызвано именно некорректным поведением представителей управляющих организаций. Нам много приходится общаться с жителями, и после разъяснений люди, как правило, адекватно реагируют на ту или иную ситуацию.

- Возможен ли такой диалог, когда некоторые УК имеют по несколько сотен домов?

- Эта та проблема, о которой неоднократно говорилось. Естественно, мы приветствуем, когда собственник создает ТСЖ на незначительное количество домов. Это более управляемое ТСЖ, более подконтрольное.
Когда по 700 домов находятся в управлении, охватить всю зону невозможно. Но тут есть и определенные минусы, когда сборы с домов в небольшом ТСЖ не покрывают их потребности. Где-то случилась авария, порыв, трещина, в маленьком ТСЖ может возникнуть дефицит средств.

- Нам пожаловалась жительница на УК «Центр-Дом»: ей сказали, что собрание по выходу можно провести только раз в год, а документы отдадут лишь по решению суда. Якобы такое законодательство у нас в стране.

- Законодательства такого нет. Ограничений по выходу из той или иной компании не существует. Ограничения существуют только когда конкурс проводит муниципалитет, тогда договор с УК заключается сроком на один год. Но в то же время к окончанию этого срока жители могут самостоятельно определиться с выбором управляющей компании, поменять данную УК на другую, если она их не устраивает. Во всех других случая право выбора способа управления, как и определения управляющей компании, принадлежит решению общего собрания собственников, которое может быть инициировано в любое время. Это норма Жилищного кодекса.

- Какие дома будут капитально отремонтированы в этом году в соответствии с ФЗ № 185?

- Необходимо отметить, что на территории города этот закон реализуется уже в течение 2-х лет. В прошедшем году на капитальный ремонт жилищного фонда города направлен 1 млрд. рублей. С 29 марта 2010 года начат прием заявок на участие в муниципальной адресной программе капитального ремонта. Одно из условий для участия в программе - собственники должны были провести общее собрание, принять решение о своем участии в этой программе, о проведении комплексного капитального ремонта и о софинансировании не менее 5% средств, направляемых на капремонт.
Адреса домов в Саратове, которые попадут в список капремонта в этом году, можно будет найти на сайте Фонда содействия реформированию ЖКХ после утверждения муниципальной адресной программы капитального ремонта.

(Радио «Эхо Москвы в Саратове», 24 марта 2010 г.;
газета «Саратовская панорама», 31 марта 2010 г.).
 

Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации