Несмотря на молодость, Литисья – довольно известная у себя на родине радиоведущая. Ее авторская передача на радиоволне «Кампус Монпелье» «Русский час» завоевывает все больше французских сердец. Еще бы, ведь программа посвящена русскому року – неизведанному, душевному, искреннему и такому настоящему.
На минувшей неделе Литисья Монтань побывала в Саратове. Она с удовольствием встретилась с корреспондентом «СП» и поделилась своими творческими планами и впечатлениями о России.
- Литисья, какими судьбами в Саратове?
- Здесь мои друзья. Мне нравится ваш город, но особенно люди, которые здесь живут.
- А что, мы очень сильно отличаемся от французов?
- Конечно. Когда французы приезжают в Россию впервые, да еще дней на 10, русские кажутся грустными и неприветливыми. Вы не улыбаетесь идущим на встречу, вы говорите только «спасибо» или «до свидания», но никак все сразу, как это делаем мы, не заключаете друг друга в объятия… Когда же вас узнаешь поближе, то понимаешь, насколько вы глубже французов, насколько душевнее, искреннее. И еще одно неоценимое качество: вы редко кидаете слова на ветер, если русский сказал «помогу» - так оно и будет!
Я вообще считаю, что французам надо бывать в России чаще – люди у вас настоящие. У нас уже давно приоритетами стали материальные блага. А у вас жизнь не такая легкая, но вы не падаете духом, продолжаете радоваться сегодняшнему дню… А еще саратовцы очень похожи на меня саму. Мне кажется, что я живу с вами на одной волне.
- ???
- Я обожаю Саратов. Приезжаю сюда по 2 раза в год на протяжении 5 лет. Мне интересно наблюдать, как ваш город меняется. Стало больше цветов, клумб, фонари у вас такие красивые. Заметила, что автобусов «Мерседес» и «Пежо» по городу стало больше ходить, и в них можно сесть не только на конечной остановке. Люблю Парк Победы, проспект Кирова, парк «Липки»… Мне здесь очень уютно. И вообще, Саратов для меня - это родной город. В Москве, например, я чувствую себя чужой, и все вокруг мне чуждо. А по Саратову я начинаю скучать уже в тот момент, когда я возвращаюсь во Францию.
- И когда начался ваш роман с Саратовом?
- 5 лет назад я приехала сюда по приглашению «Альянс-Франсез» для работы в лагере «Лесная полянка», где я занималась с детьми французским языком. По-русски я вообще не говорила, но всегда мечтала выучить ваш язык, чтобы слушать вашу музыку, смотреть ваши фильмы, читать вашу литературу. Русская культура - это кладезь мудрости, это вершина духовного роста человека, и я думаю, что каждый человек должен обязательно обогащаться ей.
И саратовские дети стали для меня первыми учителями. Тогда же у меня появилось в Саратове множество друзей, которые стали для меня самыми родными людьми.
Потом я захотела увидеть русскую зиму. «Альянс-Франсез» пригласили меня в феврале, и я много времени общалась с саратовскими студентами, преподавателями…
Помимо русского языка я изучала здесь русский рок. И вот, вернувшись во Францию, я организовала радиопередачу «Русский час», которую каждый четверг уже на протяжении 1,5 лет посвящаю русскому року.
- Неужели во Франции интересуются российским роком?
- Не то слово! Ведь, по сути, у нас во Франции своего рока практичесески нет. Его мало, и он повторяет то, что уже было сказано до него. Русский рок – это отдельная культура. Одно то, что его долго запрещали, на него были гонения – это андеграудная культура, – настолько его обогатило, настолько возвысило его над всеми остальными жанрами, что русский рок априори не похож ни на что другое. У него своя история, своя жизнь. И французам это очень любопытно. Мало того, что привлекает сама музыка, так еще и его история интересна. Мне приходит много писем из разных уголков Франции, где люди благодарят за передачу, выражают восхищение вашей музыкой, текстами.
- Как вообще французская девочка вдруг заинтересовалась русским роком?
- О, это состояние моей души, с ним я родилась! Я обожаю рок с того времени, как себя помню. Слушая американский рок-н-ролл, я все время ждала чего-то такого, что меня должно зацепить. И я нашла это именно в русской музыке. В нашей семье есть традиция путешествовать, и каждый год мы посещаем ту или иную страну мира. В каждой новой стране я обязательно покупаю диск с рок-музыкой. Побывав в первый раз в России, я тоже купила диск группы «Ленинград» - и с тех пор заболела русским роком. Обожаю «Алису», Бутусова, Гребенщикова, «Сплин», да всех! Если есть возможность, я обязательно приезжаю на рок-фестивали – вот только что вернулась с «Рока над Волгой». Это незабываемые впечатления – когда 300 тысяч людей приезжают со всей России, чтобы послушать настоящее искусство!
- Не боитесь, что темы для вашей передачи когда-нибудь иссякнут?
- Нет, не боюсь. Я ведь назвала передачу «Русский час», а значит, когда я исчерпаю тему рока, я буду говорить о русской культуре вообще – о литературе, театре, музыке….
- То есть вы, по сути, подогреваете интерес французов к России?
- Хочется на это надеяться! Вообще, в последнее время у нас очень интересуются Россией, русским искусством. Большая популяризация всего русского проходила и в рамках года России во Франции. Но проблема в том, что у нас очень мало информации. Например, каждый год в Лиможе проводится фестиваль русского кино, приезжают ваши звезды, устраивают встречи. Но знают об этом только жители данной провинции. А когда люди узнают, что пропустили такое событие, они искренне расстраиваются. Поэтому своей задачей я вижу продвигать русскую культуру во французские массы. Я хочу быть связующим звеном между французами и русской культурой. Но это совсем далеко идущие планы… А пока готовлюсь рассказать в эфире о Саратове, своих друзьях и саратовских рок-группах.
Ксения ФОМА
«Саратовская панорама»
№26 (852) 04 июля 2012 г.