Информация по увеличению тарифов для «самозанятого» населения в 2013 году
30 апреля 2013 11:47

Информация по увеличению тарифов для «самозанятого» населения в 2013 году

-Цели стратегии пенсионной реформы для «самозанятого» населения.

Главная цель Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации в отношении самозанятого населения - создать условия для  формирования пенсионных прав этих граждан, сопоставимых с правами наемных работников.

Изменение тарифной политики для самозанятых граждан обусловлено недостатками существовавшей до 2013 года  системы формирования их пенсионных прав.
Они не могли сформировать пенсионные права в объеме, соответствующем объему прав граждан, занятых по найму. При возможно одинаковом уровне дохода, пенсионные права самозанятого населения формировались в 5-10 раз меньше, чем у наемного работника.

При средней заработной плате в 2012 году по области 15 тыс. руб. работодатель уплачивал в ПФР по тарифу 22% 40 тыс. руб., а сумма платежа предпринимателя составляла 14,4 тыс. руб.

При этом расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование пенсионных выплат самозанятым гражданам значительно превышают их страховые платежи на обязательное пенсионное страхование. В этой связи данные расходы финансируются за счет солидарного перераспределения страховых взносов наемных работников и трансфертов федерального бюджета.

Пенсионный фонд Российской Федерации подсчитал, на какую пенсию могут рассчитывать индивидуальные предприниматели.  У предпринимателя, который исправно уплачивал взносы с 2002 по 2012 год включительно, сумма расчетного пенсионного капитала при назначении пенсии условно на 01.03.2013 года с учетом индексации составит 71 186 рублей. Из этой суммы накопленная сумма фиксированных страховых взносов составляет 52 945 рублей; остальное-увеличение за счет индексации. И если эти 71 186 рубля поделить на 228 месяцев (ожидаемый период выплаты пенсии), то получится 312 рублей 22 копейки - таков размер страховой части трудовой пенсии по старости, сформированной исключительно из страховых взносов, уплачиваемых индивидуальным предпринимателем на протяжении 11 лет, к этой сумме прибавляется фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии 3 495 рублей. В итоге получается  3 807 рублей.

Для создания в отношении самозанятых граждан объективных условий формирования пенсионных прав, соотносимых с правами наемных работников, предлагается поэтапное приведение размера уплачиваемых самозанятыми гражданами страховых платежей в соответствие с уровнем  пенсионных выплат.

Даже сегодняшний платеж, рассчитанный с двух МРОТ, не обеспечивает фиксированного базового размера пенсии.

Кроме того, при существовавшей системе нарушался принцип солидарности поколений. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации  основано на принципе солидарности поколений и которое в качестве главного источника финансирования имеет обязательные платежи - страховые взносы. Данные взносы имеют неналоговый индивидуальный возмездный характер, поскольку персонифицируются применительно к каждому застрахованному лицу и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому  в Пенсионном фонде.

 

- Преимущества изменений Законодательства в 2013 году.

С 2013 года вступили в силу изменения порядка расчета  страховых взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, главами КФХ. Фиксированный размер страхового взноса определяется как произведение двукратного минимального размера оплаты труда, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.

Этот фиксированный платеж дает двукратное увеличение темпов формирования пенсионных прав самозанятого населения, с одной стороны, позволит повысить пенсионные права самозанятых лиц, а с другой - обеспечит поступление дополнительных взносов для текущих пенсионных выплат. а также повысится сумма расчётного пенсионного капитала и сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учитываемых при назначении пенсии.

Также впервые, с 1 января 2013 года плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды:

- период прохождение военной службы по призыву;

-период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

- период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

- период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться, но не более пяти лет в общей сложности;

-период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения  и др.

На индивидуальном лицевом счете предпринимателя отражается вся сумма уплаченных страховых взносов, а у наемных работников только 16 процентных пункта тарифа страхового взноса.

При уплате индивидуальным предпринимателем 1960г.р. страховых взносов за 2012 год в сумме 14,4 тыс. рублей, вся сумма отражается на лицевом счете и включается в расчетный пенсионный капитал. По наемному работнику того же года рождения, при уплате работодателем 40 тысяч страховых взносов, на лицевом счете отразится лишь 28 тысяч рублей.

 

-Льготы по налоговым платежам.

Для снижения налоговой нагрузки законодатель предусмотрел возможность уменьшения налога на сумму уплаченных страховых взносов индивидуальными предпринимателями.

Согласно п. 3.1 статьи 346.21 и п. 2 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона N 94-ФЗ), с 1 января 2013 г. налогоплательщики, перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, а также налогоплательщики, уплачивающие ЕНВД, могут уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый (отчетный) период на сумму страховых взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде. 

Сумма налога для индивидуальных предпринимателей, использующих труд наемных работников, не может быть уменьшена на сумму указанных расходов более чем на 50 процентов.

Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, вправе уменьшать сумму единого налога на вмененный доход (сумму налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при условии выбора в качестве объекта налогообложения доходы) на сумму уплаченных ими страховых взносов в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога (письмо Минфина РФ от 05.12.2012 №03-11-10/57, письмо Минфина РФ от 05.12.2012 №03-11-11/13). 

Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации