Воспитанники национального культурного центра «Кавказ» инсценировали Лезгинский свадебный обряд
28 октября 2014 14:20

Воспитанники национального культурного центра «Кавказ» инсценировали Лезгинский свадебный обряд

На минувшей неделе воспитанники Саратовской региональной общественной организации «Национальный культурный центр закавказских народов «Кавказ» приняли участие в первом городском открытом фестивале национальных праздников, обрядов и исторической реконструкции «ГОРНИЦА», организованном в рамках цикла мероприятий «Молодость - талант - успех». На суд жюри они представили Лезгинский свадебный обряд.

Представители национального культурного центра закавказских народов «Кавказ» рассказали об особенностях данного свадебного обряда, в частности, они отметили, что сватовство у лезгинского народа традиционно начиналось с того, что вначале родители жениха ходили в дом девушки узнать, согласны ли они выдать дочь за их сына. Затем они посылали трех сватов (двух мужчин - дядю и брата и обязательно одну женщину - близкую родственницу). Во время сватовства они делали лишан, т.е. приносили невесте головной платок, кольцо, серьги и сладости (кусковой сахар, конфеты и т.д.). В это время в доме жениха идет веселье, играет музыка.

«Незадолго до свадьбы у жениха собирались близкие родственники, которые за обеденным столом распределяли обязанности родственников на свадьбе (тамаду, его помощников, ответственного за музыку и танцы, наибов жениха, поваров, как правило, мужчин).

В доме невесты приготовления к свадьбе были не менее торжественными, но подернутыми легкой печалью («Чему радоваться, когда дочь навсегда уходит в другую семью?») и немноголюдными, ограниченными самым близким кругом родственниц.

 В день свадьбы в дом жениха приходили близкие родственники: мужчины собирались в отдельной комнате, где на ковровом полу расстилалась большая скатерть (суфра), в середине которой ставились куча разломанного хлеба и большая чаша с шурвой (лезгинский суп с мясом). Затем подавалась долма и рисовый плов. В доме невесты угощение бывало очень скромным. Свадьба обычно длилась два дня.

Первый день проходил в заботах о приготовлении блюд, а вечером, поднявшись на крышу дома жениха, двое зурначей с барабанщиком особыми свадебными мелодиями извещали, что начинаются «далдамар» (буквально - «барабаны» - т.е. свадебное торжество). Весь вечер, а иногда и всю ночь длились танцы в убранном коврами дворе. Сначала мужские, позже парные с женщинами. Во время танца мужчина давал в руки женщины деньги (шабаш), которые она могла забрать с собой или отдать музыкантам. Танцевали по очереди все мужчины. Желающих танцевать было очень много, а дети, взобравшись на окружающие крыши, подражая взрослым, по-своему веселились и учились танцевать.

На следующий день рано утром музыканты снова поднимались на крышу и исполняли специальную мелодию «сегьярар», извещающую о том, что наступил главный день, когда невеста переступит порог дома жениха.

В середине второго дня музыканты сворачивали танцы во дворе и, возглавив большую толпу, сопровождавшей коня, повозку или фаэтон для невесты, с музыкой начинали свадебное шествие, которое чуть ли не на каждом перекрестке останавливалось для исполнения зажигательных темпераментных танцев. Приближаясь к дому невесты, женщины громко пели песню «Чаргудей», а молодежь танцевала лезгинку.

Женщины со стороны жениха приносили с собой мед, конфеты, сахар, хлеб с маслом и раздавали их детям и взрослым. Невесту с закрытым лицом и горько рыдающую (если не плакала, считали это нескромным) выводили  отец или братья и, когда она приближалась к фаэтону, женщины ее осыпали мелкими кусками колотого сахара и конфетами («Чтобы жизнь была светлая и сладкая!»).

В конце свадебного обряда жених и невеста исполняют свадебный танец. Этот танец воплощает в себе два значения. Первый - танец супругов. Кстати, именно поэтому все родственники в момент исполнения танца подходят к танцующим и дают им деньги. А друзья жениха кладут деньги в его карман. Это символизирует достаток в новой молодой семье.

Второй - танец девушки в доме родителей. Традиция гласит, что именно отец должен вызвать молодых на танец. Тоже определенный символ благословения родителей невесты. Отец девушки как бы показывает жениху, что теперь он покровительствует его дочери.

Совет да любовь   новобранцам всегда желают все народы, чтобы огонь семейного очага всегда поддерживал теплоту и уют в доме», - пояснили представители национального культурного центра закавказских народов «Кавказ».

В мероприятии приняли участие Народный хореографический ансамбль «Единство» и вокальный ансамбль народной песни «Голоса России».

Напомним, Саратовская региональная общественная организация «Национальный культурный центр закавказских народов «Кавказ» является одним из победителей программы по поддержке социально-ориентированных некоммерческих организаций города, реализуемой администрацией муниципального образования «Город Саратов».

 

СРОО НКЦ «Кавказ»

Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации