Информация

Новостная лента Законодательство Информация Совет по развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования "Город Саратов" Вопрос - ответ

Инфраструктура поддержки предпринимательства

 

  1. Права и обязанности предпринимателя при проведении проверок органами государственного контроля (надзора)   
  2. НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ  
  3. Полномочия общественных объединений потребителей при проведении проверок     
  4. Памятка предпринимателю о проведении проверок обществом по защите прав потребителей
  5. Фонд микрокредитования
  6. ПЕРЕЧЕНЬ недвижимого муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства 
  7. Гарантийный фонд Саратовской области
  8. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства по программам министерства экономического развития Саратовской области
  9. Информация об изменениях по специальным налоговым режимам с 1 января 2017 года 


Права и обязанности предпринимателя при проведении проверок органами государственного контроля (надзора)

 

Права и обязанности предпринимателя при проведении проверок органами государственного контроля регламентируются Федеральным Законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Этот закон не распространяется на отношения, связанные с проведением 20-ти различных видов контроля государственными органами. Это:

1) контроль за осуществлением иностранных инвестиций;

2) государственный контроль за экономической концентрацией;

3) контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

4) налоговый контроль;

5) валютный контроль;

6) таможенный контроль;

7) государственный портовый контроль;

8) контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

9) контроль на финансовых рынках;

10) банковский надзор;

11) страховой надзор;

12) надзор в национальной платежной системе;

13) государственный контроль за осуществлением клиринговой деятельности

13.1) государственный контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов;

14) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

15) контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

16) пограничный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

17) контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов;

18) контроль за деятельностью организаторов распространения информации в сети "Интернет", связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и информации об этих пользователях;

19) контроль за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

20) контроль и надзор за обработкой персональных данных.

Основанием для проведения мероприятий по контролю является распоряжение (приказ) соответствующего органа государственного контроля (надзора), в котором указывается:

  • - номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;
  • - наименование органа государственного контроля (надзора);
  • - фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
  • - наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;
  • - цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;
  • - правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
  • - дата начала и окончания мероприятия по контролю.

 

Лицо, явившееся для проведения проверки обязано предъявить вышеуказанное распоряжение (приказ), либо его заверенную печатью копию, вместе со служебным удостоверением руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю.

Проверка может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность таких проверок не может превышать 1 месяц, но может быть продлена руководителем органа госконтроля (надзора) или его заместителем на основании мотивированного предложения должностного лица, проводящего проверку, в исключительных случаях (если требуется проведение специсследований, испытаний, экспертиз) на не более чем на 1 месяц.

Проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановые проверки в отношении одного проверяемого каждый орган госконтроля может проводить не более одного раза в два года.

В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Внеплановые проверки могут быть двух типов:

а) Внеплановые проверки, предмет которых – проверка исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений выполняются в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых выявлены такие нарушения при плановой проверке.

б) Внеплановые проверки проводятся органами госконтроля (надзора) информации в следующих случаях:

1. От юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

2. Возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

3. Обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Мероприятия по контролю в случаях, установленных п. 2 и п. 3, могут проводиться по мотивированному решению органа госконтроля (надзора), в том числе в отношении иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих соответствующие однородные товары (работы, услуги) и (или) объекты.

Следует знать, что обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган госконтроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

При проведении мероприятий по контролю должностные лица органов госконтроля (надзора) не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;

1.1) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации;

1.2) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона;

3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) превышать установленные сроки проведения проверки;

7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

 

Должностное лицо, осуществлявшее проверку, обязано составить акт установленной формы в двух экземплярах. В акте указываются:

  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;
  • фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;
  • наименование проверяемого юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, ФИО, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;
  • дата, время и место проведения мероприятия по контролю;
  • сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
  • сведе
  • дата, время и место составления акта;
  • ния об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;
  • подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

К акту прилагаются акты об отборе образцов продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

Рекомендовано юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям вести журнал учета мероприятий по контролю.

В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения

  • о наименовании органа государственного контроля (надзора),
  • дате, времени проведения мероприятия по контролю,
  • о правовых основаниях контроля,
  • целях, задачах и предмете мероприятия по контролю,
  • о выявленных нарушениях,
  • о составленных протоколах,
  • об административных правонарушениях и о выданных предписаниях,
  • а также указываются ФИО, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.

Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Поскольку заставить проверяющего заполнить такой журнал после проверки может оказаться затруднительно, можно порекомендовать предпринимателям должным образом инструктировать своих должностных лиц с тем, чтобы они настаивали на заполнении первых четырех и последнего из перечисленных пунктов до проведения проверки, ссылаясь на внутреннее положение (приказ), подчеркивая, что подобное требование ни в коем случае не является сопротивлением проведения проверки.

Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:

непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

получать информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами;

знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);

обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают по требованию органа государственного контроля (надзора) присутствие своих должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований, и (или) своих представителей при проведении мероприятий по контролю.

Также юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право на возмещение убытков, понесенных при проведении государственного контроля (надзора).

Вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении государственного контроля (надзора), признанных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

При определении размера убытков, причиненных юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю неправомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), также учитываются расходы юридического лица или индивидуального предпринимателя, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты его деятельности, а также затраты, которые юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чьи права нарушены, произвели или должны будут произвести для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Юридические лица, их должностные лица, индивидуальные предприниматели, их работники и их представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению мероприятий по контролю и (или) не исполняющие в установленный срок предписания, постановления органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 наверх

НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

 

Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов

 

Общее определение прав и обязанностей налогоплательщика при проведении налоговых проверок установлено статьями 21 и 23 Налогового Кодекса РФ.

Так, налогоплательщики имеют право

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо указанных выше обязанностей обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1) о своем участии в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) в случае, если доля прямого участия превышает 10 процентов, - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

2) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

3) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

Поскольку права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов, предпринимателю необходимо хорошо представлять объем их прав и обязанностей.

        В соответствии со ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе:

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2.1) контролировать исполнение банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;

3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

6) в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;

7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НКРФ;

10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;

11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим Кодексом.

Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

            В соответствии со ст. 32 НК РФ, налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

4.1) передавать налогоплательщикам, указанным в пункте 2 статьи 11.2 настоящего Кодекса, в электронной форме квитанцию о приеме при получении документов, переданных в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика;

5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

10.1) представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчетов консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций;

11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;

12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

13) по заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков;

14) представлять пользователям выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков.

Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

       

Доступ должностных лиц налоговых органов на

территорию или в помещение для проведения

налоговой проверки

 

Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика.

Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом.

При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом.

На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.

Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается.

 

Налоговые проверки

 

Согласно 87 НК РФ, налоговые органы проводят два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Никакой специфики для индивидуальных предпринимателей в отношении проведения проверок, по сравнению с иными организационно-правовыми формами ведения коммерческой деятельности законодательством не установлено.

        Однако основной для налогоплательщика с точки зрения соблюдения его прав и обязанностей является выездная налоговая проверка (т.к. камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течении 3 месяцев со дня предоставления налогоплательщиком налоговых деклараций и др. необходимых документов).

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. В отношении одного налогоплательщика она может проводиться по одному или нескольким налогам. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Также, следует иметь ввиду, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Налоговый орган не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяце.

 Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.

При необходимости, уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы.

Подробно процедура истребования документов при проведении налоговой проверки отражена в ст. 93 НК РФ.

Так, лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влечет взысканием штрафа в размере 1000 рублей. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взысканием штрафа в размере 5000 рублей.

Помимо указанного, осуществляющие проверку должностные лица при наличии у них достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов.

Подробно процедура выемки документов и предметов отражена в ст. 94 НК РФ.

Так, выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов.

Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов.

Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика. В случае отказа налогоплательщика скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом в протоколе о выемке делается специальная отметка.

Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

 

Общие требования, предъявляемые к протоколу,

составленному при производстве действий по

осуществлению налогового контроля

 

Протоколы составляются в случаях, предусмотренных НК РФ, при проведении действий по осуществлению налогового контроля. И при их составлении надо быть особенно внимательным.

В протоколе указываются:

1) его наименование;

2) место и дата производства конкретного действия;

3) время начала и окончания действия;

4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

5) фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях - его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

6) содержание действия, последовательность его проведения;

7) выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.

Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.

К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.

 

Оформление результатов налоговой проверки 

 

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).

Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки.

В акте налоговой проверки указываются следующие сведения:

1) дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

2) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;

3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);

5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

7) период, за который проведена проверка;

8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

9) даты начала и окончания налоговой проверки;

10) адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

11) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

12) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

13) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса в случае, если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 1 месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

наверх

Полномочия общественных объединений потребителей при проведении проверок

 

Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (далее - Закон) определяет права общественных объединений потребителей в области защиты прав потребителей.

Одним из направлений деятельности общественных объединений потребителей является проведение проверок соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания, право на которое предусмотрено ст. 45 Закона в случаях, предусмотренных уставами общественных объединений. Внесение необходимых положений в устав общественного объединения позволяет осуществлять данную деятельность.

Общественные объединения потребителей проводят проверки хозяйствующих субъектов для уточнения фактов по жалобам потребителей, а также по утвержденному плану работы. При этом в последнем случае объединение самостоятельно в планировании и организации таких проверок, выборе объекта для проверки и сроков их проведения, количестве и составе проверяющих. Количественный и персональный состав комиссии, задание на проверку формируются, исходя из ее целей и задач, и в соответствии с уставом утверждаются распорядительным документом руководителя объединения.

При проведении проверки необходимо присутствие руководителя (лица, его замещающего) хозяйствующего субъекта или его собственника, которому председатель комиссии предъявляет распорядительный документ, дающий право на проведение проверки, разъясняет ее цель и задачи.

Кроме того, общественные объединения потребителей могут быть привлечены к совместным проверкам федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), органами местного самоуправления, другими контролирующими органами.

Проверяя соблюдение хозяйствующими субъектами требований Закона о предоставлении потребителям необходимой и достоверной информации, следует иметь в виду, что ст. 9 и 10 Закона определяют перечень информации, предоставляемой об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах). B соответствии с этими статьями должна, в частности, предоставляться информация о государственной регистрации, о номере лицензии и сроке ее действия (если вид деятельности подлежит лицензированию), об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), если на них законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя. При этом Закон не требует от производителя (изготовителя, продавца) предоставления оригинала соответствующих документов. Информация может доводиться через маркировку, в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках или иным способом, применяемым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Таким образом, общественные объединения потребителей вправе проверять соблюдение прав потребителей при предоставлении информации, но Закон не наделяет общественные объединения потребителей правом требовать предоставления документов и проверять деятельность хозяйствующих субъектов.

Закон не наделяёт также общественные объединения потребителей правами по контролю деятельности изготовителей товаров и исполнителей услуг, а также организаций торговли и тем более по применению каких-то правовых мер административного характера в случае обнаружения нарушений в этой сфере.

Общественные объединения потребителей не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и налагать штрафы.

Законодательством не предусмотрено право общественных объединений потребителей на проведение контрольных закупок товаров, обследование ими складских, подсобных и прочих помещений, изъятие для проведения анализа имеющейся продукции. Эти полномочия, а также осуществление контроля соблюдения государственных стандартов, санитарных правил и норм возложено на Минэкономразвития России, Госстандарт России, Минздрав России, другие федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на то федеральными законами.

По результатам проверок общественные объединения потребителей вправе составлять акты, в которых фиксируются выявленные нарушения. Форма актов определяется общественными объединениями потребителей самостоятельно. Акты могут быть направлены для рассмотрения в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.

Возможность вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении прав потребителей, является правом, а не обязанностью общественных объединений потребителей.

Представляется, что основная цель проверок, проводимых общественными объединениями потребителей, - своевременное устранение нарушений прав потребителей. Поэтому в каждом конкретном случае следует учитывать целесообразность внесения таких материалов в упомянутые органы государственной власти с учетом общественной опасности нарушения, ущерба, причиненного потребителям, добровольности и оперативности устранения нарушения прав потребителей.

Если спор в добровольном порядке урегулировать невозможно, либо требования потребителей носят имущественный характер, то в соответствии со ст.46 Закона общественные объединения вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей). Иск в защиту неопределенного круга потребителей предъявляется в таких случаях, когда невозможно установить конкретных потребителей, чьи права нарушены или могут быть нарушены действиями хозяйствующих субъектов (изготовителей, исполнителей, продавцов), и когда нарушены права потребителей и число их настолько велико, что не представляется возможным и целесообразным подавать иск в защиту прав конкретных потребителей. При использовании данных исков защита прав потребителей осуществляется через признание в судебном решении действий хозяйствующего субъекта противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и властном прекращении этих нарушении.

Обращение в суд должно оформляться в виде искового заявления в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством. Акты, составленные общественными объединениями потребителей, не являются документами для обращения в суд, однако они могут прилагаться к заявлению вместе с другими материалами, подтверждающими исковые требования истца.

Общественные объединения потребителей могут в соответствии со ст. 45 Закона предъявлять иски в суд в защиту прав конкретного потребителя. Такие действия общественные объединения должны осуществлять для граждан бесплатно.

Суд при удовлетворении подобных исков принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей судебных расходов, связанных с рассмотрением дела (ст.46 Закона), а также о перечислении общественному объединению пятидесяти процентов суммы взысканного штрафа с продавца, изготовителя, исполнителя (ст.13 Закона).

B ходе или в результате проверки может возникнуть необходимость проведения экспертизы качества и безопасности товаров (работ, услуг). B соответствии с п.2 ст.45 Закона общественные объединения имеют право на проведение независимой экспертизы качества и безопасности товаров (работ, услуг), которая может включаться в уставы указанных объединений.

По мнению МАП России, экспертиза, проводимая общественным объединением, может считаться независимой в том случае, когда она проводится в целях сравнительного тестирования товаров, поступающих на рынок, а не в связи с рассмотрением судом конкретного дела в защиту прав потребителей. Если экспертиза проводится в связи с рассмотрением судом конкретного делав защиту прав потребителей, то эту экспертизу нельзя назвать независимой, поскольку цель общественного объединения -защита потребителя, а независимость экспертизы предполагает ее независимость от обеих сторон в споре.

Общественные объединения вправе провести экспертизу по собственной инициативе и по ее результатам предъявить иск в суд, как в защиту конкретного лица, так и в защиту прав неопределенного круга потребителей (ст. 46 Закона).

Некоторые общественные объединения потребителей практикуют заключение договоров с проверяемым хозяйствующим субъектом на оказание юридических услуг и перечисление денежных средств на счет общественного объединения. По мнению МАП России, указанные договоры не целесообразны, так как такой договор, по сути, является возмездным на оказание юридических услуг хозяйствующему субъекту. B рамках этого договора будут даваться консультации потребителям по фактам нарушения их прав продавцом и рекомендации по досуде6ному урегулированию спора между продавцом и  потребителем. Оплату таких услуг будет осуществлять хозяйствующий субъект.

Предпринимательская деятельность общественных организаций (объединений) носит строго целевой характер, прямо подчиненный их уставным задачам. В соответствии со ст.ст.50, 117 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) общественные организации (объединения) являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы и соответствующую этим целям.

Представляется невозможным совмещение коммерческой деятельности общественной организации на основании возмездного договора с хозяйствующими субъектами об оказании юридических услуг и осуществление проверок соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей.

По мнению МАП России, практика заключения возмездных договоров с продавцами (изготовителями, исполнителями) ставит общественные объединения потребителей в зависимость от хозяйствующих субъектов и лишает объективности при рассмотрении жалоб потребителей на их действия, что, в конечном счете, ведет к дискредитации общественной организации потребителей.

Таким образом, в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца). Действенной мерой является разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских структур и граждан-потребителей, консультирование, оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел при судебной защите, широкое информирование населения через средства массовой информации о правах потребителей, внедрение потребительского образования в учебных заведениях.

наверх

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК ОБЩЕСТВОМ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ:

 

            Согласно ст. 45 Закона РФ от 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» общественные организации по защите прав потребителей при проведении проверок соблюдения прав потребителей имеют право:

участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;

распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);

участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).

         

Следует отметить, что при проверке хозяйствующих субъектов представители общественных объединений не вправе требовать предъявления трудовых договоров, заключенных с работниками предприятий, их медицинские книжки, документы об образовании торговых работников, санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожарнадзора.

 

Общественные организации по защите прав потребителей не обладают правом налагать на предпринимателей штрафные и иные санкции!

           

            При проведении проверки обществом по защите прав потребителей требуйте от проверяющего предоставления удостоверения и паспорта для определения организации, от имени которой проводится проверка.

            Если при проведении проверки общественной организацией по защите прав потребителей допускается нарушение законодательства РФ, незамедлительно сообщайте о фактах нарушения в Торгово-промышленную палату Саратовской области или Прокуратуру Саратовской области.

 

наверх

 

Фонд микрокредитования.

 

Некоммерческая организация «Фонд микрокредитования субъектов малого предпринимательства  в Саратовской области» (ФМСО)  образована 20 августа 2009 г. по распоряжению Правительства Саратовской области № 132-ПР от 10.06.2009 года. Учредителем Фонда является Министерство экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области.

Фонд работает по программе господдержки малого бизнеса, его основные задачи заключается в содействии формированию рыночных отношений, развитию конкуренции и предпринимательства путем эффективного использования финансовых ресурсов для реализации программ, проектов и мероприятий в сфере малого предпринимательства.

Задачи Фонда реализуются через механизм финансовой поддержки начинающего и действующего бизнеса посредством предоставления субъектам малого предпринимательства микрозаймов на возвратной и платной основе из средств федерального и областного бюджетов.

Для начинающего бизнеса

(организаций, ведущих деятельность до 6 месяцев):

•   Микрозаймы сроком до 1 года под 10% годовых;

•   Свыше 1 года до 3-х лет под 12% годовых.

Для организаций, ведущих деятельность свыше 6 месяцев:

•   Микрозаймы сроком до 1 года под 10% годовых;

•   Свыше 1 года   до 3-х лет под 12% годовых.

Программы Фонда:

Микрозайм  «МИНИМАЛЬНЫЙ»

- до 150 тыс. рублей сроком до 1 года под 10% годовых без залога.

                       «МАКСИМАЛЬНЫЙ»

- до 1 млн. рублей сроком до 1 года под 10% годовых под залог имущества (жилая и нежилая недвижимость, автотранспорт, оборудование иное имущество)

                       «ДОЛГОСРОЧНЫЙ»

- до 1 млн. рублей сроком   до 3-х лет под 12% годовых под залог недвижимого имущества.

    Доля участия Заемщика в Бизнес-проекте (денежными средствами, основными средствами и прочими активами) для организаций  осуществляющих свою деятельность до 6 месяцев:

- не менее 50 тыс. рублей при запрашиваемом размере микрозайма до 300 тыс. рублей;

- не менее 100 тыс. рублей при размере микрозайма свыше 300 тыс. рублей.

Для успешного воплощения бизнес-проектов представители малого бизнеса могут воспользоваться отсрочкой платежапо уплате основного долга с ежемесячным погашением процентов

 - до 10 месяцев по микрозаймам до 1 года;

 - до 18 месяцев по микрозаймам до 3 лет.

По всем программам необходимо поручительство собственников бизнеса или третьих лиц.

Досрочное расторжение договора без штрафных санкций и повышенных процентов.

Страхование залога осуществляется на срок микрозайма. 

Фонд микрокредитования расположен по адресу: 410012, Россия, г. Саратов, ул. Краевая, 85, офис 302.

Исполнительный директор Фонда - Гайдаш Сергей Иванович.

Тел.:  (8452) 75-64-11, 75-64-12 Факс: (8452) 75-64-13

E-mail: fond@fmco.ru Сайт Фонда микрокредитования Саратовской области

наверх

 

Информация о гарантийном фонде Саратовской области


ОАО «Гарантийный фонд для субъектов малого и среднего предпринимательства Саратовской области» предоставляет поручительства по обязательствам (кредитам, займам, лизинговым операциям и т.п.) субъектов малого предпринимательства перед их кредиторами.

Поручительство Фонда Саратовской области выдается субъектам малого предпринимательства:

          - состоящим на налоговом учете на территории Саратовской области;

-имеющим адрес места нахождения и регистрации на территории Саратовской области;

- численность работников в которых не превышает 100 человек;

          - осуществляющим хозяйственную деятельность на дату обращения за получением поручительства Фонда сроком не менее 6 (Шести) месяцев;

          - по кредитным договорам, договорам займа, лизинга и т.д., заключенным на срок не менее 6 (Шести) месяцев;

          - не имеющим  за 6 (Шесть) месяцев, предшествующих дате обращения за получением поручительства Фонда, нарушений условий ранее заключенных кредитных договоров, договоров займа, лизинга и т.п.;

- не имеющим на последнюю отчетную дату, перед датой обращения за получением поручительства Фонда, просроченной задолженности  по уплате налогов и сборов перед бюджетами всех уровней;

          - в отношении  которых в течение двух лет (либо меньшего срока, в зависимости от срока хозяйственной деятельности), предшествующих дате обращения за получением поручительства Фонда, не применялись процедуры несостоятельности (банкротства), в том числе наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, либо санкции в виде аннулирования или приостановления действия лицензии (в случае, если деятельность Заемщика подлежит лицензированию);

          - предоставившим обеспечение кредита в размере не менее 30% от суммы своих обязательств в части возврата фактически полученной суммы кредита и уплаты процентов на нее;

          - уплатившим Фонду в установленном договором поручительства порядке вознаграждение за получение поручительства Фонда.

          Поручительство Фонда не выдается субъектам малого предпринимательства:

          - не зарегистрированным в Саратовской области;

- по кредитным договорам (договорам займа), получаемым на цели проведения расчетов по заработной плате, налоговых и иных обязательных платежей, оплате текущих расходов по обслуживанию кредитов, займов или договоров лизинга и иные цели, не связанные, по мнению Фонда, с осуществлением Заемщиком основной деятельности;

          - занимающимся игорным бизнесом, производством и реализацией подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых);

          - являющимся участниками соглашений о разделе продукции.          Размер одного поручительства Фонда не может превышать 50% (Пятидесяти процентов) от суммы обязательств Заемщика в части возврата фактически полученной суммы кредита (займа) и уплаты процентов на нее, по кредитному договору, договору займа и т.п., по которому предоставляется поручительство Фонда, и в любом случае поручительство Фонда не может превышать 7.500.000 (семь миллионов пятьсот тысяч) рублей, хотя это и будет составлять долю, меньшую, чем 50% от объема указанных обязательств Заемщика.

          При этом ответственность Фонда по договору поручительства ограничена 50% от суммы неисполненных Заемщиком обязательств по кредитному договору (не возвращенной в установленных кредитным договором порядке и сроки суммы кредита и процентов на нее).

          В рамках выданного поручительства Фонд не отвечает перед Банком за исполнение Заемщиком обязательств по кредитному договору (договору займа) в части уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами (ст.395 ГК РФ), неустойки (штрафа, пени), возмещения судебных издержек по взысканию долга и других убытков, вызванных неисполнением (ненадлежащим исполнением) Заемщиком своих обязательств перед Банком по указанному выше договору.

Фонд может предоставлять поручительства в объеме, превышающем денежный эквивалент, с учетом коэффициента мультипликатора, установленного в соглашении с конкретным Банком.

Совокупный объем поручительств Фонда, одновременно действующий в отношении одного Заемщика не может превышать 7.500.000 (семь миллионов пятьсот тысяч) рублей.

 

Как заручиться поддержкой Гарантийного фонда Саратовской области?

          Ведение собственного бизнеса зачастую связано с большими финансовыми рисками. Одним из возможных путей решения является заемный капитал. Если малое предприятие решается взять кредит в банке, то отсутствие ликвидного залога может стать помехой на пути к желаемым средствам.

          Чтобы облегчить малым предприятиям доступ к кредитам и был сформирован Гарантийный фонд Саратовской области.

          Гарантийный Фонд создан в 2007 году. Единственным акционером является Правительство Саратовской области в лице министерства экономического развития и инвестиционной политики области.

Фонд предоставляет поручительства (обеспечивает залог) по кредитным обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства перед финансовыми организациями, лизинговыми компаниями.

          Процедура получения поручительства крайне проста и не требует предварительного обращения в Фонд. Решение о выдаче поручительства принимается всего в течение 3 дней после поступления заявки в Фонд. Предпринимателю достаточно обратиться в финансовую организацию, лизинговую компанию и при возникновении ситуации с недостаточностью залога воспользоваться гарантией Фонда.

 

Шаг №1. Поручительство Фонда выдается субъектам малого и среднего предпринимательства:- состоящим на налоговом учете на территории Саратовской области.

  • не имеющим задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам перед бюджетами всех уровней;
  • в отношении которых в течение двух лет (либо меньшего срока в зависимости от срока хозяйственной деятельности), предшествующих дате обращения за получением поручительства Фонда, не применялись процедуры несостоятельности (банкротства), в том числе наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство либо санкции в виде аннулирования или приостановления действия лицензии (в случае если деятельность подлежит лицензированию);
  • предоставившим обеспечение по заключаемому договору в размере не менее 30% от суммы своих обязательств;
  • уплатившим Фонду в установленном договором поручительства порядке вознаграждение за получение поручительства Фонда.

 

Субъект малого и среднего предпринимательства.

          К субъектам малого и среднего предпринимательства относят коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов, потребительские кооперативы, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица,   отвечающие условиям, установленным статьей 4 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства РФ» от 24.07.2007 г.

Шаг №2 Как определяется объем поручительства?

Размер (сумма) одного поручительства Фонда в относительном выражении не может превышать 50 (пятидесяти) % от суммы обязательств Заемщика по договору, по которому предоставляется поручительство Фонда, и в любом случае поручительство Фонда не может превышать 15 000 000 (пятнадцати) миллионов рублей на дату предоставления Поручительства.

Под обязательствами Заемщика (суммой основного долга) понимается:

  • по кредитному договору, договору о предоставлении кредитной линии – денежная сумма кредита;
  • по договору о предоставлении банковской гарантии – денежная сумма, подлежащая выплате гарантом в соответствии с договором банковской гарантии;

При этом максимальная ответственность Фонда по договору поручительства не может превышать 50 (пятидесяти) % от суммы не исполненных Заемщиком обязательств по заключенному договору на момент возникновения просроченной задолженности по договору, обеспеченному поручительством Фонда.

В рамках выданного поручительства Фонд не отвечает перед Финансовой организацией за исполнение Заемщиком обязательств по договору в части уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойки (штрафа, пени), возмещения судебных издержек по взысканию долга и других убытков, вызванных неисполнением (ненадлежащим исполнением) ими своих обязательств перед Финансовой организацией по указанному выше договору.

Совокупный объем поручительств Фонда, одновременно действующий в отношении одного Заемщика (по действующим договорам), не может превышать 15 000 000 (пятнадцати) миллионов рублей на дату предоставления Поручительства.

Шаг №3. Схема получения поручительства Фонда

          Финансовая организация самостоятельно в соответствии с процедурой, установленной внутренними нормативными документами Финансовой организации, рассматривает заявку Заемщика, анализирует предоставленные им документы, финансовое состояние Заемщика и принимает решение о возможности кредитования  (с определением необходимого обеспечения исполнения Заемщиком обязательств по кредитному договору), предоставлении банковской гарантии или отказе в предоставлении кредита (банковской гарантии).

          В случае если предоставляемого Заемщиком и (или) третьими лицами обеспечения недостаточно для принятия положительного решения о выдаче кредита (предоставлении банковской гарантии), Финансовая организация информирует Заемщика о возможности привлечения для обеспечения исполнения обязательств Заемщика по кредитному договору (договору о предоставлении банковской гарантии) Поручительства Фонда.

          При согласии Заемщика получить Поручительство Фонда (заключить договор поручительства) Финансовая организация в срок не позднее 2 (двух) рабочих дней с момента изъявления такого согласия направляет в Фонд подписанную Заемщиком и согласованную с Финансовой организацией Заявку на получение Поручительства Фонда.

          Одновременно с Заявкой Финансовая организация направляет в Фонд документы:

          Копия заявления Заемщика на получение кредита/банковской гарантии.

          Копия анкеты Заемщика (если она не совмещена с заявлением Заемщика на получение кредита/банковской гарантии).

          Выписка из решения уполномоченного органа (лица) Финансовой организации при условии получения поручительства Фонда, с указанием всех существенных условий предоставления кредита/банковской гарантии, в том числе наличия обеспечения.

          Копия заключения о финансовом состоянии Заемщика или мотивированного суждения Финансовой организации о его финансовом состоянии и  решения Финансовой организации об отнесении кредита к определенной категории качества, содержащие:

          общую характеристику Заемщика;

          анализ финансового состояния Заемщика;

          кредитную историю Заемщика;

          анализ оборотов по расчетным, текущим счетам;

          анализ бизнес-плана/технико-экономического обоснования (при наличии);

          анализ кредитуемой сделки;

          оценку рисков;

          анализ обеспечения.

          Копия выписки Заемщика из ЕГРЮЛ для юридических лиц, из ЕГРИП для индивидуальных предпринимателей, со сроком получения не более 2 (двух) месяцев до даты подачи заявки в Фонд.

          Копия справки из налогового органа об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам перед бюджетами всех уровней давностью не более 30 календарных дней перед датой обращения в Фонд.

          Копия справки из налоговых органов об открытых/закрытых расчетных счетах.

          Копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП.

          Копия свидетельства о постановке Заемщика на налоговый учет.

          Сведения о наличии лицензий (разрешений на осуществление определенного вида деятельности) – номер, дата выдачи, кем выдана и на какой вид деятельности.

          Расчет плановой суммы процентов по кредитному договору, график погашения кредита в соответствии с утвержденными методиками Финансовой организации.

          Копия бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах Заемщика на последние 5 отчетных дат или документы, их заменяющие, в случае применения специальных режимов налогообложения (с отметкой о принятии налогового органа, заверенные печатью субъекта малого и среднего предпринимательства и подписью его руководителя, в случае отправки отчетности по почте представляются копии почтовых уведомлений об отправке, по электронной почте – протоколы входного контроля) и промежуточные отчеты (если таковые имеются).

          Копии расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности по статьям бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату.

          Копия паспорта руководителя предприятия, учредителя, участника/акционера Заемщика (индивидуального предпринимателя).

          Копия паспортов всех поручителей по кредитному договору (договору о предоставлении банковской гарантии).

          Иные документы по усмотрению Финансовой организации.

          Все копии документов должны быть удостоверены оттиском штампа (печати) Финансовой организации и подписью уполномоченного сотрудника Финансовой организации.

 Шаг №4. Договор поручительства подписан. Что дальше?

Должник (Лизингополучатель) обязан:

  • Уплатить Поручителю вознаграждение за предоставление поручительства в порядке, сроки и размере, установленные настоящим Договором.
  • Незамедлительно, но в любом случае не позднее 1 (Одного) рабочего дня, следующего за днем нарушения условий Кредитного договора (Договора банковской гарантии, лизинга), письменно извещать Поручителя обо всех допущенных им нарушениях Кредитного договора (Договора банковской гарантии, лизинга), в том числе о просрочке уплаты (возврата) суммы основного долга (суммы кредита, банковской гарантии, стоимости предмета лизинга) и процентов за пользование кредитом, а также обо всех других обстоятельствах, влияющих на исполнение Должником (Лизингополучателем) своих обязательств по Кредитному договору (Договору банковской гарантии, лизинга).
  • В случае предъявления Банком (Лизинговой компанией) требований об исполнении обязательств по Кредитному договору (Договору банковской гарантии,  лизинга) принять все разумные и доступные в сложившейся ситуации меры к надлежащему исполнению своих обязательств.
  • Уплатить Поручителю (в случае исполнения обязательств Поручителем за Должника (Лизингополучателя) по кредитному договору (договору банковской гарантии, лизинга) в рамках настоящего Договора) денежные средства в том объеме, в котором Поручитель фактически удовлетворил требования Банка (Лизинговой компании), с учетом процентов на сумму, выплаченную Банку (Лизинговой компании), а также объем убытков, понесенных в связи с ответственностью за Должника (Лизингополучателя).
  • При получении письменного запроса от Поручителя о предоставлении информации об исполнении обязательств по Кредитному договору (Договору банковской гарантии, лизинга), в том числе допущенных нарушениях условий заключенного Кредитного договора (Договора банковской гарантии, лизинга), а также любую информацию о финансово-экономической деятельности, в срок не позднее 5 (Пяти) рабочих дней с даты его получения предоставить Поручителю в письменной форме указанную в запросе информацию.
  • При изменении банковских реквизитов и (или) места нахождения в течение 3 (Трех) рабочих дней поставить об этом в известность Банк (Лизинговую компанию) и Поручителя.

Должник (Лизингополучатель) имеет право:

  • При пролонгации срока возврата кредита (банковской гарантии) (выкупа предмета лизинга) и (или) процентов за пользование кредитом против первоначально установленных, обратиться в письменной форме к Поручителю с просьбой о продлении срока действия настоящего Договора.

 

Контактная информация:

Адрес:

410012, Саратовская область, г. Саратов, ул.  Краевая, 85, оф. 305

Юридический адрес:

410012, Саратовская область, г. Саратов, ул.  Краевая, 85, оф. 305

Телефон/факс:

+7 (8452) 75-34-15

E-mail: garantfond@mail.ru

 наверх

 
 
 
 
 

 

Фонд микрокредитования.

 

Некоммерческая организация «Фонд микрокредитования субъектов малого предпринимательства  в Саратовской области» (ФМСО)  образована 20 августа 2009 г. по распоряжению Правительства Саратовской области № 132-ПР от 10.06.2009 года. Учредителем Фонда является Министерство экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области.

Фонд работает по программе господдержки малого бизнеса, его основные задачи заключается в содействии формированию рыночных отношений, развитию конкуренции и предпринимательства путем эффективного использования финансовых ресурсов для реализации программ, проектов и мероприятий в сфере малого предпринимательства.

Задачи Фонда реализуются через механизм финансовой поддержки начинающего и действующего бизнеса посредством предоставления субъектам малого предпринимательства микрозаймов на возвратной и платной основе из средств федерального и областного бюджетов.

Для начинающего бизнеса

(организаций, ведущих деятельность до 6 месяцев):

•   Микрозаймы сроком до 1 года под 10% годовых;

•   Свыше 1 года до 3-х лет под 12% годовых.

Для организаций, ведущих деятельность свыше 6 месяцев:

•   Микрозаймы сроком до 1 года под 10% годовых;

•   Свыше 1 года   до 3-х лет под 12% годовых.

Программы Фонда:

Микрозайм  «МИНИМАЛЬНЫЙ»

- до 150 тыс. рублей сроком до 1 года под 10% годовых без залога.

                       «МАКСИМАЛЬНЫЙ»

- до 1 млн. рублей сроком до 1 года под 10% годовых под залог имущества (жилая и нежилая недвижимость, автотранспорт, оборудование иное имущество)

                       «ДОЛГОСРОЧНЫЙ»

- до 1 млн. рублей сроком   до 3-х лет под 12% годовых под залог недвижимого имущества.

    Доля участия Заемщика в Бизнес-проекте (денежными средствами, основными средствами и прочими активами) для организаций  осуществляющих свою деятельность до 6 месяцев:

- не менее 50 тыс. рублей при запрашиваемом размере микрозайма до 300 тыс. рублей;

- не менее 100 тыс. рублей при размере микрозайма свыше 300 тыс. рублей.

Для успешного воплощения бизнес-проектов представители малого бизнеса могут воспользоваться отсрочкой платежапо уплате основного долга с ежемесячным погашением процентов

 - до 10 месяцев по микрозаймам до 1 года;

 - до 18 месяцев по микрозаймам до 3 лет.

По всем программам необходимо поручительство собственников бизнеса или третьих лиц.

Досрочное расторжение договора без штрафных санкций и повышенных процентов.

Страхование залога осуществляется на срок микрозайма. 

Фонд микрокредитования расположен по адресу: 410012, Россия, г. Саратов, ул. Краевая, 85, офис 302.

Исполнительный директор Фонда - Гайдаш Сергей Иванович.

Тел.:  (8452) 75-64-11, 75-64-12 Факс: (8452) 75-64-13

E-mail: fond@fmco.ru Сайт Фонда микрокредитования Саратовской области

  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Музей имени А.Н.Радищева
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований