Музей усадьба Н. Г. Чернышевского

 

Саратовский музей-усадьба Н. Г. Чернышевского основан 17 сентября 1920 года сыном писателя Михаилом Чернышевским. Усадьба представляет собой комплекс мемориальных зданий: здесь расположены дом семьи Чернышевских, флигель Ольги Чернышевской, дом и флигель близких родственников.  В числе уникальных музейных экспонатов — вещи, хранящие память о своих владельцах. 


В музее регулярно проводят экскурсии по усадьбе XIX века, устраивают театрализованные народные праздники, литературно-музыкальные вечера, научные чтения. За год музей посещают около 100 тысяч человек. 

 

Экспозиции музея:

  • «Отечества достойный сын»
    (в административном здании)
     
  • «Н.Г. Чернышевский в Саратове (1828-1853 гг.)»
     (в мемориальном доме)
     
  • «Озарена тобою жизнь моя…»
    (в усадебном флигеле О.С. Чернышевской)
     
  • «Художественная галерея В.О.Фомичева»
    (усадебный флигель Эдемовых)

 

1. Отечества достойный сын

Историко-литературная экспозиция  музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского «Отечества достойный сын» посвящена жизни человека, который был оригинальным мыслителем, энциклопедически образованным ученым, блестящим публицистом и незаурядным писателем. С именем Н.Г. Чернышевского связана целая эпоха в истории общественной мысли, литературы, науки и культуры России.

Экспозиция построена по хронологически-тематическому принципу:

I. Саратов 1830-40 х гг. и семейное окружение юного Чернышевского

II. Формирование общественно-политических взглядов и научных интересов Чернышевского-студента

III. Н.Г. Чернышевский в Саратове (1851 - 1853 гг.) 

IV. Н.Г. Чернышевский в журнале "Современник" (1853 - 1862 гг.) 

V. Арест. Петропавловская крепость. Роман "Что делать?"

VI. В годы испытаний 

2. «Озарена тобою жизнь моя ...»

Литературно-мемориальная экспозиция «Озарена тобою жизнь моя…» располагается в двух комнатах флигеля. В большой комнате воссоздан исторический интерьер на основе имеющихся мемуарных и эпистолярных, свидетельств периода 1880-1890 г.г. В маленькой комнате – мемориальная часть экспозиции повествует о семье родителей О.С. Чернышевской, о её жизни и личности в период знакомства с Н.Г. Чернышевским в 1853 г. С включением материалов о ее судьбе в 1870-1980 г.г. в период сибирской ссылки Н.Г. Чернышевского. Среди фотографий – изображения семьи Пыпиных, единственных близких родственников Н.Г. Чернышевского по линии матери, много помогавших его жене и детям, сохранивших дом и вещи Чернышевских.

Здесь же представлены некоторые семейные реликвии: медальон О.С. Чернышевской (в нем отсутствует фотография мужа, как бы символизируя его насильственное отторжение от семьи почти на 20 лет), локон Николая Гавриловича, кошелек О.С. Чернышевской, с которым она ездила к мужу в Сибирь в 1866 году, коробочка от пилюль, подаренная Чернышевским при свидании в Сибири восьмилетнему сыну Мише, две карты из колоды Чернышевских, конверт с засушенными сибирскими цветами. Таков выбор тематики этой части экспозиции обусловлен тем. Что этот дом О.С. Чернышевская приобрела в годы ожидания освобождения своего мужа из ссылки, предполагая, что это будет их совместное жилье. Этот период ее жизни, как никогда, был наполнен воспоминаниями об их прошлой жизни, молодости, любви, желанием вернуть прошлое, начать сначала …

3.Художественная галерея имени Заслуженного художника России Фомичева Василия Осиповича

   Коллекция живописи Василия Осиповича Фомичева, была подарена городу Саратову вдовой художника Марией Петровной после смерти мужа в 1992 году. С того же времени и начиналась активизация деятельности М.П. Фомичевой по организации галереи для постоянного экспонирования и хранения картин. Большинство поклонников творчества Фомичева отзывалось и поддерживало благое начинание. Здесь были друзья, художники, представители власти, общественность. 8 октября 2003 года, наконец, состоялось долгожданное открытие галереи им. В.О. Фомичева в помещении Саратовской организации Союза художников России. И сразу же началась интенсивная жизнь галереи, где экспозиции стали сменять одна другую, где постоянно увеличивался поток посетителей. Коллекция галереи явилась своеобразным притягательным стержнем всего остального творческого наследия художника. Ведь каждая экспозиция выстраивалась по принципу представления художественного наследия Фомичева в новом, еще незнакомом зрителю свойстве. Прежде всего, определялась главная тематика конкретной выставки, основу которой составляли картины из галереи. Дальнейшее составляющее выставки предусматривалось как дополнение ее из других коллекций – как частных, так и музейных. В результате, на удивление даже самому искушенному зрителю, Фомичев – живописец раскрывался все в новых и неожиданных аспектах творчества, а значит, во всей своей полноте и целостности. Наряду с большими тематическими полотнами  можно увидеть и небольшие быстро написанные этюды.

Художник большую часть жизни проводил на воде, покачиваясь как в колыбели вдохновения в своей любимой лодке-«гулянке». С ранней весны до поздней осени он писал с натуры пейзажи под открытым небом. И только зимой появлялся в мастерской, где работал над большими картинами. Через всю жизнь он пронес верность традициям реалистической живописи. С большим уважением относился к той школе, которую прошел в Саратовском художественном училище, обучаясь у Б.В. Миловидова и В.Ф. Турова. На настоящий момент коллекция из 140 картин способна наиболее полно и многогранно представлять творчество художника. На основе коллекции формируются многочисленные экспозиции. Картины Фомичева как в галерее его имени, так и на других выставочных площадях города: школах, музеях, административных помещениях.

Выставки музея:

  • Наша книжная кунсткамера
  • Вечное сияние чистого разума
  • Время портрета
  • Сквозь время. Память места

1. Наша книжная кунсткамера

Выставка посвящена новым значимым датам, которые 2022 год вносит в историю России, в биографию Петра I: 350 лет со дня рождения Петра I, 340 лет его восшествия на престол, 240 лет открытия памятника в Санкт-Петербурге.

На выставке будет представлена изобразительная и книжная коллекция музея, связанная с именем Петра I. В экспонируемом пространстве впервые выставляются редкие образцы книжной гравюры с прижизненных портретов Петра Великого, Елизаветы Петровны, М.В. Ломоносова, Вольтера, Ив. Шувалова, Екатерины II. Посетители увидят гравюру берлинского мастера И.Ф. Шлея, запечатлевшую процесс передвижения 2-х тонного «Гром-Камня» для памятника Императору работы Фальконе, а также увеличенные в размере «Панорамы Петербурга 1820 года» художника А. Тозелли, который с 1817 по 1820 год делал эскизы для «косморамы», находясь на крыше Кунсткамеры.

Кунсткамера… Первый российский общедоступный музей, основанный Петром Великим, ставший началом и образцом рождения множества самых разных музеев. Каждый из них и сегодня следует воле Петра, закрепленной им в специальном указе: сохранять «все, что зело старо и необыкновенно …» 

Один из разделов выставки посвящен теме «Петр I в творчестве А.С. Пушкина». Многогранный и противоречивый образ волновал творческое воображение поэта до последних дней жизни.

2. Вечное сияние чистого разума

Имя Н.Г. Чернышевского известно не только в России, но и во всем мире. Писатель, философ, публицист, общественный деятель… Но мало кто знает, что с юных лет он был движим идеей изобрести вечный двигатель. Впервые открывается выставка, которая рассказывает об изобретательских устремлениях Н.Г. Чернышевского, показывает, что к этой невоплощенной юношеской идее он будет неоднократной возвращаться даже в самые сложные периоды своей жизни: в годы пребывания в Петропавловской крепости и сибирской ссылке.

На выставке будут представлены макет двигателя, созданный по дневниковым записям Н.Г. Чернышевского и компьютерная 3D-модель машины. Своему будущему изобретению он придавал огромное социальное значение, считая, что вечный двигатель облегчит труд простого человека.

Гуманистическая идея пронизывает и роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Экспонируемые на выставке рукописные страницы романа демонстрируют созданное писателем описание неизвестной машины и цифровые вычисления, которые исследователи творчества Н.Г. Чернышевского рассматривают как очередную попытку создания вечного двигателя.

На выставке будет воссоздана модель знаменитого хрустального дворца из четвертого сна Веры Павловны, представлены книги, документальные и изобразительные материалы из фонда музея, черновые рукописи романа «Что делать?» из Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ). Среди уникальных экспонатов – книги, оказавшие влияние на мировоззрение Н.Г. Чернышевского – Л. Фейербах «Сущность христианства» (1841) и Ч. Дарвин «Происхождение видов» (1864), иконография Чернышевского в работах художников и скульпторов: А.А. Хоменко, С.И. Куклинского, Л.М. Кулагина, А.П. Кибальникова. 

3. Время портрета

Выставка «Время портрета» наиболее полно и разнообразно представляет жанр портрета в творчестве заслуженного художника РСФСР Василия Осиповича Фомичева.
Сам художник признавал, что портрет ‑ трудный жанр, но тем интересней с ним работать. В портретах для В.О. Фомичева было важным не только отразить внешнее сходство, но и выразить характер, настроение и даже профессию человека. Художника привлекали люди сильные, целеустремленные. В экспозиции представлены портреты  как известных саратовцев, так и простых жителей нашего города: рабочих, колхозников, строителей, охотников, врачей, художников, молодежи. Решительные, энергичные мазки позволяют передать впечатление о сильных личностях, способных преодолевать невзгоды и трудности жизни.
Не менее интересны эскизы и наброски В.О. Фомичева, изобразившие людей за определенными занятиями: «бурлак», «егерь», «рыбак», «спиннингист», «у колодца»… Изображение их гораздо свободнее, отсутствуют, объемы формируются за счет полутонов, тонких цветовых переходов, наилучшим образом передающих их профессиональную принадлежность, занятость и увлеченность.
На выставке представлены картины из собрания музея-усадьбы Н.Г. Чернышевского и частной коллекции семьи Морозовых.

4.Сквозь время. Память места.

В преддверии праздника Дня Победы в музее-усадьбе Н.Г. Чернышевского состоялась презентация выставки «Сквозь время. Память места».
Память о работе Дома-музея Н.Г. Чернышевского в годы Великой Отечественной войны хранят многочисленные фондовые материалы, в том числе фотографии, запечатлевшие суровые будни музейной жизни: экскурсии по экспозиции, чтение лекций в госпиталях, а также дежурство на крыше дома Чернышевских при авианалетах, оборудование бомбоубежища и разбивка огорода для выращивания овощей на усадебной территории.
Выставка дает возможность взглянуть на эти фотографии военных лет по-новому, через призму современности. Сегодня технологии позволяют представить ретроспективу усадебного комплекса, экспозиции, событий и образов людей.
Герои фотографий – сотрудники музея двух эпох: 1940-х и 2020-х. Их разделяют десятилетия, но есть и то общее, что сближает. Во все времена деятельность коллектива музея направлена на сохранение музейного фонда и популяризацию знаний о Николае Гавриловиче Чернышевском, выдающемся общественном деятеле, писателе, философе, истинном патриоте своей Родины.

Входная плата:

  • на экскурсию (занятие, лекцию):
  • взрослые – 50-100 руб. 
  • студенты, школьники, пенсионеры – 50 руб. 

 

Стоимость экскурсий:

  • мемориальный дом – 200 руб. 
  • литературная экспозиция – 300 руб. 
  • флигель О.С. Чернышевской – 100 руб. 
  • художественная галерея В.О. Фомичева – 100 руб. 
  • лекции и тематические экскурсии – 200 руб. (выездные – 600 руб.) 
  • театрализованные занятия – 800 руб. с группы 15 чел. 

 

Комплексный входной билет по всем экспозициям:

  • взрослые – 200 руб. 
  • студенты, школьники, пенсионеры – 100 руб. 

 

Иностранные граждане: 

  • взрослые – 300 руб.
  • студенты, школьники, пенсионеры – 150 руб.

 

Справки по телефону 23-06-66


Эл. почта: sarusadba@yandex.ru

 

Режим работы:

ВТ, СР, ПТ, СБ, ВС - с 10:00 до 18:00; ЧТ - с 12:00 до 20:00; ПН - выходной

 

 

 

Новостная лента

Архив новостной ленты музея-усадьбы Н.Г.Чернышевского