Клинический городок СГМУ

 

 ул. Большая Садовая, 137

 

Одновременно со строительством зданий на Московской площади (ансамбль Саратовского государственного университета) К.Л. Мюфке проектирует здания клиник для университета в так называемом Агафоновском поселке. Все построенные там здания в настоящее время принадлежат третьей клинике медицинского института. Мюфке составил все проекты зданий и он же осуществил их в натуре. К ним относятся хирургический корпус, корпус для нервных болезней и корпус болезней уха, горла и носа. Здания представляют интерес как с планировочной, функциональной, так и видовой точек зрения. Однако, нарушение стилевого единства здесь несколько больше, чем в зданиях университета, так как вмешательства в их оформление были, к сожалению, куда сильнее, чем при проектировании первых зданий университета. Приверженцы модерна считали, что для клинических зданий с явно выраженной функциональностью ближе «современная» архитектура, нежели архитектура русского классицизма. Им казалось также, что стилевое оформление зданий в этом случае обойдется дешевле. 

По-видимому, Мюфке не собирался полемизировать по этому поводу и решил в какой-то степени удовлетворить требования заказчика, сохранив классическую основу в архитектурном образе зданий. В натуре всех трех зданий разные фасады, но у всех архитектурный строй характеризуется симметричной системой, с подчеркиванием особенностей русской классики: применением монументальных ризалитов в виде открытых ротонд с колоннадами, закрытых ротонд с купальными покрытиями, рельефной обработкой глубокой горизонтальной рустикой нижнего этажа и пр. 

Каждый из этих фасадов хорошо просматривается, но в то же время заметна и нарочитость декора. Архитектура зданий воспринимается сквозь призму хороших пропорций, гармоничности частей и целого, простоты форм рисунка и монументальности основных фрагментов. 

Так, например, здание хирургической клиники помимо центрального ризалита, который в достаточной степени подвержен влияниям модерна, все же монументален. Все остальные ризалиты, несущие на себе еще большую печать модерна, также сохранили явно выраженную монументальность. Это боковые ротонды, расположенные с обеих сторон здания, мощные полуротонды, расположенные по сторонам центральной части, тяжелые пилястры, вытянутые на два этажа, обработка поля стены здания с обеих сторон центральной части, деталировка аттикового щипца (фронтона без карнизов) на центральном ризалите, карниз большого выноса с поддерживающими его массивными кронштейнами и др. Все это является характерным атрибутам модерна. Здание в целом компактное, стройное, по фасаду удачно расчлененное на три композиционные оси. В общем виде оно хорошо вос­принимается, в стилевом отношении его можно отнести к типу зданий, имеющих заметный налет модерна на классической основе. И тем не менее оно хорошо смотрится и является одним из существенных компонентов, сформировавших ансамбль клинического городка. Это здание, расположенное в ряде трех зданий, главным фасадом направлено к входу на территорию. Оно хорошо сориентировано по сторонам света с учетом его специфической функции. 

Второе здание - клиника нервных болезней – по величине почти равна хирургической клинике. Расположено в одну линию с первым, с небольшим разрывом. Оно также расчленено на композиционные оси. В средней части корпуса проходит главная ась, по бокам здания остальные две оси. В композиции применены те же ротонды, что в хирургическом корпусе, но в первом ризалиты имеют форму полуротонд, а во втором - три четверти ротонд. Последние расположены с обеих сторон и ими заканчивается главный фасад. 

Третий корпус - клиника уха, горла и носа, расположен напротив хирургического корпуса, на значительном расстоянии. Эта клиника отличается от предыдущих своим объемом, общей трактовкой фасадов и плановым решением. Однако в ней повторяется та же архитектоника, какая существует в двух первых клиниках. Архитектурный почерк единый.

Архитектурный ан­самбль клинического городка К.Л. Мюфке с прекрасными зданиями (памятники архитектуры), тенистыми аллеями и фонтаном является уникальным сооружением и достопримечательностью Саратова, объектом культурного наследия федерального значения.