Автогараж Соколова Иванова  

 

 ул. Московская, 116

 

Это здание, напротив городского почтамта трудно не заметить. А все из-за автомобиля, который того и гляди съедет с крыши… 

Здание построено в 1887 году и принадлежало до 1913 года владельцам зеркальной фабрики Н. И. Седову и П. П. Борисову-Морозову. Но последние разорились и вынуждены были продать здание фабрики владельцам автомобильного дела С. И. Соколову и. З. И. Иванову, которые устроили здесь автомобильный гараж — место «стоянки, продажи, полного ремонта и проката автомобилей». 

В газетах сообщалось, что на складе гаража «всегда имелись разных заводов автомобили, мотоциклетки, велосипеды, шины и автомобильный материал: масло ойль, вакуум компания всех сортов и производится отпуск бензина, масла, во всякое время дня и ночи». Плата за пользование автомобилем напрокат была установлена в 30 копеек с версты. 

В 1914 году один из владельцев гаража С. И. Соколов был призван в армию и хозяином всего дела стал Захарий Иванович Иванов, по имени которого и стал называться гараж — гараж Иванова. Накопленный за время работы гаража капитал позволил произвести реконструкцию здания и скульптурное оформление его фасада. С тех пор он украшен фигурками ангелов и барельефом мчащегося автомобиля. Известно, что авторами скульптурной композиции, олицетворяющей триумф технического прогресса были ученицы Боголюбовского художественного училища С. Резцова и Н.Хлестова. 

В 1915 году в здании гаража открылись автомобильные курсы по подготовке военных водителей. Было выпущено 200 шоферов и механиков. После революции в гараже работала автошкола, а бывший хозяин гаража З. Н. Иванов был в ней сначала преподавателем, а потом заведующим. Но вскоре здание гаража перешло в распоряжение другого ведомства, которое устроило в нем электротехнический магазин. А З. Н. Иванов занялся прокатом автомобилей. И в 1925 году допотопную автомобильную конструкцию у полосатого столба с надписью «Биржа автомобилей» видели саратовцы и гости города на Московской улице и у парка «Липки». 

Видел эту картину и корреспондент газеты «Гудок» Илья Ильф, который в 1925 году совершал поездку по Волге на агитационном пароходе «Герцен». Так Захарий Иванович Иванов стал прообразом водителя Адама Козлевича и попал на страницы известного сатирического романа И. Ильфа и Е.Петрова «Золотой теленок». 

Фабрика «зеркал и фацетов» была приспособлена для новых целей и переделана в современном духе лицевая сторона. Здесь форма выражения идеи доведена до гротеска; движение фасада воспринимается почти физически. 

Смотришь на здание, и мысленно в голове рисуется следующая картина: «…Поднимая тучи пыли с мостовой, катит по городу авто, рассекает его спокойствие светом фар и ревом двигателя. Руки«пилота» до боли сжимают баранку, на лице — отчаянная смелость. Кажется, машина сейчас отделится от фасада и помчится над проспектом. Эх, прокачу!..».