Проспект им. Петра Столыпина, 1
В центре Саратова, на проспекте им. П.А. Столыпина, стоит здание, своим обликом переносящее нас в мир сказок Гофмана с их заколдованными готическими замками, в мир музыкальных образов балетов Чайковского. Формы его живописных фасадов, четкий, устремленный ввысь силуэт сразу запечатлеваются в памяти. Это — Государственная консерватория имени Л.В. Собинова. Основана она в 1912 году по инициативе местного отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО), ставшая третьим высшим музыкальным заведением страны.
Открытие в Саратове консерватории было закономерно. Столица Поволжья к тому времени обладала для этого необходимыми средствами, давними музыкальными традициями, прекрасными музыкальными силами. У начала консерватории стоял знаменитый русский композитор С.В. Рахманинов. В ее Большом (ныне Октябрьском) зале звучали голоса великих певцов Л.В. Собинова и Ф.И. Шаляпина.
Здесь же, на заседании Саратовского Совета 26 октября 1917 года, была провозглашена Советская власть.
Какова же история создания этого здания, ставшего своего рода архитектурным символом города? Построенное в 1902 году по проекту петербургского архитектора А.Ю. Янга здание предназначалось для музыкального училища. Оно сразу же было подвергнуто острой критике, главным образом за его внешний вид. В местных газетах его сравнивали, как правило, с хлебным элеватором, что никак не устраивало ни Саратовское отделение ИРМО, ни городскую Думу. Наконец появилась возможность улучшить внешний вид здания. И городская Дума объявляет конкурс. В соревнование включаются лучшие архитектурные силы города (а они были значительные). Победителем был признан С.А. Каллистратов, успешно работавший до этого в Новороссийске. Надо отдать должное Думе — решительность и вкус, проявленные ею в присуждении первого места, были сродни смелости и таланту предложенного проекта. И вместо суховатого, монотонного решения фасадов город получил вдохновенную композицию в романтически приподнятых формах, в основу которых легли приемы композиции и стилистики южно-немецкой готики.
Обращение автора к такому далекому арсеналу архитектурно-художественных средств было не случайно. С.А. Каллистратов получил образование в Швейцарии, где сильны культурные традиции Южной Германии. Очевидно и желание автора с помощью готической архитектуры здания консерватории объединить композиционно расположенные рядом католический собор (ныне здание кинотеатра «Пионер» на пр-те П. Столыпина), и лютеранскую церковь (на Никольской ул., ныне ул. Радищева, на этом месте построен новый корпус сельскохозяйственного института). Оба здания, как известно, были выстроены в готическом стиле.
Таким образом, по замыслу архитектора здание внешне решалось как средневековый готический замок. Плотной, разно-высокой группой были устремлены в небо башни, увенчанные острохарактерными шатрами кровли. Вертикальность композиции усиливалась от коньковых решеток, шпилей и флюгеров на них. На башнях и на стенах между ними, по законам средневековой культуры таких сооружений, размещены живописные группы окон, красивые и различные по виду и рисунку эркеры. Интересно отметить, что балконы, имевшиеся уже на здании, органично вошли в новую композицию без изменения. Новый вид «удревнил» фасады консерватории.
Архитектор умело, точно рассчитал масштаб целого в здании и его частях, безошибочно нашел соотношение его с пространством и застройкой Новособорной (ныне им. Чернышевского) площади.
Если на прежних, старых фасадах здания практически не было художественных деталей (за исключением художественного металла решеток балконов), то в новых фасадах художественная культура была представлена очень широко и свободно. Стрельчатые формы оконных наличников, высокие, спаренные колонки, заканчивающиеся вверху шпилями, розетные окна, поющие химеры, изображение совы (символ мудрости), виноградные гроздья (символ преуспеяния края) — все это сообщало зданию историческую перспективу и обращенность к европейской культуре.
Новое архитектурное сооружение современники единодушно признали выдающимся событием в культурной жизни города. Оно и ныне по достоинству оценивается как подлинный памятник истории и культуры.