Проспект им. Петра Столыпина, 34
История постройки этого примечательного здания восходит к 1911 году, когда известный саратовский предприниматель, торговец недвижимостью, купец 1-й гильдии Д.В. Тихомиров откупил у городской управы бывшее дворовое место князя Н.Е. Куткина на Немецкой улице, в самой центральной части Саратова, на местном «Невском проспекте» — так называли дореволюционные справочники эту лучшую — чистую, мощеную и нарядную — городскую магистраль в три квартала, по которой с 1908 года уже курсировал трамвай.
После оформления нужных бумаг и получения солидного кредита Д.В. Тихомиров начал здесь строительство крупной гостиницы, которую предполагалось обустроить на современном для того времени уровне — ресторан, электрическое освещение, душевые и ванные комнаты, подъемные электрические машины. Строительство было начато весной 1914 г. и ход его во многом осложнился начавшейся вскоре 1-й мировой войной.
Проект гостиницы, названной «Асторией», был подготовлен 40-летним архитектором Семеном Акимовичем Каллистратовым, работавшим в Саратове недавно, но уже прекрасно себя зарекомендовавшим подготовкой плана перестройки местной консерватории, получившего по его реализации безусловное одобрение и городских властей, и городской общественности.
Архитектор С.А. Каллистратов /1874–1966 гг. г./ получал специальное образование в Швейцарии и в творчестве своем, как правило, обнаруживал тяготение к западным образцам архитектуры. Это определенно просматривается и в исполненном проекте гостиницы «Астория». Ритмы пилястров, разделяющих узкие прямоугольные окна, массивные пилоны, вытянутые во всю высоту здания, на которых стоят скульптуры средневековых рыцарей в полном облачении, открытая галерея четвертого этажа и особенно непривычная для нынешних сооружений мансарда — встроенные амбразуры окон под крышей с двускатными навесами из кровельного железа — все эти элементы были характерны для домостроительной практики больше европейских городов, а в России использовались разве лишь в Москве и Петербурге. Оттого-то и вид у «Астории» получился весьма представительный, можно сказать, столичный. Все скульптурные изображения на гостинице были выполнены по эскизам молодого 26-летнего саратовского скульптора Павла Федоровича Дундука.
К осени 1917 года строительство гостиницы было завершено, и начало ее бытия практически совпало с началом новой эры в России и в Саратове. Владелец гостиницы вскоре был репрессирован как «буржуй», а детище его, хоть и начало функционировать, принимая в свои номера приезжих людей, на первых порах служила новой власти в качестве места размещения разных революционных структур — штабов, отделов, секций. В дальнейшем здание стало центральной и лучшей городской гостиницей, где останавливались высокие и почетные гости Саратова. В январе 1927 года например в одном из номеров на 2-м этаже в течение 6 дней проживал В.В. Маяковский. Нижний этаж гостиницы всегда занимали магазины и кафе.
Легенда гласит, что скульптуры упомянутых рыцарей на пилонах символизируют стражников, охраняющих покой отдыхающих постояльцев, а замершие в стартовой позе юноши рядом с рыцарями обозначают гонцов готовых ринуться навстречу усталым гостям, что спешат с тяжелым багажом под крышу «Астории» — дабы встретить их и помочь сделать последние трудные шаги.
Название свое гостиница поменяла в 1956 г., став «Волгой». Под этим именем верно служит нашему городу лучший его отель, переоборудованный в недавнем прошлом с учетом самых современных требований внутри, но сохранивший, к счастью, свой оригинальный внешний облик — тот, что рожден творческой фантазией его создателя — архитектора С.А. Каллистратова.