ул. Лермонтова, 34
Богатый саратовский купец М. А. Устинов в 80-х годах восемнадцатого века построил два отдельно стоящих дома. В начале же девятнадцатого века, он решил два отдельно стоящих здания архитектурно оформить в одно — превратить старые каменный флигеля в большой особняк в новом классическом вкусе.
Для этих целей в 1813 году Михаил Устинов обратился к И. Ф. Колодину, приехавшему в Саратов из Петербурга в связи с ремонтом Свято-Троицкого собора. Архитектор предложил объединить дома в единый объем и надстроить третий этаж. Также предполагалось добавить лепной орнамент, возвести портал из коринфских колон и угловые портики. Так и сделали. Довольно скоро особняк Устинова был готов.
В конце 1830 года М. А. Устинов уступил это здание для нужд духовной семинарии. В доме часто бывал Н. Г. Чернышевский. А почти через сто лет, в 1929 году, власти отдали здание под Областной музей краеведения, который и сейчас находится здесь.
После реставрации и капитального ремонта 1969 года, зданию был придан исторический облик.
Здание является типичным сооружением в стиле русского классицизма. Но архитектура не столь эффектна, скорее типична для особняков той поры. Можно даже усмотреть ряд недостатков в архитектуре устиновского дома: недостаточно выразительный портал, «плоский», словно вырезанный из картона, фасад.
Тем не менее, очень много факторов работают на популярность этого памятника. И, прежде всего: здание — это «хрестоматийный пример» архитектуры классицизма в провинции. Трехчастная симметричная композиция фасада, три портика, колонны, бело-желтые стены — весь набор классических приемов и стилей. Сюда же стоит добавить грамотное градостроительное решение — вход в здание словно завершает продольную ось Троицкого собора.
В конце 1830 года М. А. Устинов уступил это здание для нужд духовной семинарии. В доме часто бывал Н. Г. Чернышевский. А почти через сто лет, в 1929 году, власти отдали здание под Областной музей краеведения, который и сейчас находится здесь.
В памяти у туриста, побывавшего в Саратове (особенно, прибывшего в город на теплоходе), навсегда останется в памяти это вроде бы простое, но в тоже время выразительное здание.