26.02.2009

Постновогоднее политическое затишье в Саратове без всякого перехода трансформировалось в целый ряд событий, вызвавших информационные волны. Саратовские жители, наблюдавшие в последние десятилетия множество политических скандалов, научились фильтровать информацию желтых заказных изданий, отделяя зерна от плевел. Скандалы, ведь они сродни звездам, если зажигаются – значит это кому-то надо. Что скрывают между строк саратовские газеты, за что бьются саратовские перевозчики, как это все связано с сюжетами НТВ о саратовской информационной системе Глонасс и почему опальный архитектор Вирич полгода не может справиться с болезнью – эти и другие вопросы мы задали главе администрации города Саратова Вячеславу Сомову.
 
- Вячеслав Леонидович, несмотря на вашу декларированную позицию о невмешательстве в местные политические конфликты, наверное, уже пришла пора обозначить свою точку зрения по многим вопросам, которые будоражат саратовскую общественность. Отдельные газеты и ведущие телепередач с завидным постоянством обвиняют мэрию во всех смертных грехах. Авторы в большинстве своем одни и те же. Скажите честно: чем вы их обидели?
 
- Да, наверное, ничем. Более того я с большим интересом наблюдаю за причудливым воплощением их упражнений. Один японский писатель Акутогава написал эссе, в котором очень четко охарактеризовал общественное мнение – понятие, которое почему-то в Саратове оказалось приватизированным. Он написал: «Общественное мнение всегда самосуд, а самосуд всегда развлечение. Даже если вместо пистолета прибегают к газетной статье». Несмотря на то, что эти строчки были написаны в начале прошлого века, они не потеряли актуальности и теперь. Если развивать тему, то независимость многих СМИ в большинстве случаев определяется двумя факторами: во-первых, источником финансирования; во-вторых, степенью беспринципности или принципиальности автора и заказчика. Одни «строители» общественного мнения бьются за сохранение существовавших ранее схем согласования проектов и получения разрешений на строительство. Другие страстно желают сохранить влияние на саратовские элиты, для этих эпатаж и скандалы – живительный нектар. Третьи готовы спекулировать содержанием федеральных программ по защите малого и среднего бизнеса, отбивая уходящее право перепродажи городских маршрутов. Только вот во всех этих схемах есть ощущение крутости у журналистов и политических провокаторов, есть заработок для СМИ, но нет интересов Саратова и его жителей. Состояние феодальных пиарных конфликтов, в которых погряз Саратов, оно ведь не идет на пользу городу.
 
- Но ведь с теми же пассажирскими перевозками – произошел реальный передел рынка. Было 28 операторов на маршрутах – осталось 10. Из них три крупных. Вы же не будете отрицать, что тот же «АРиАЛ» потерял часть доходов в результате конкурса?
 
- А вот здесь опять же зависит от точек зрения на проблему. Цель города – создать такую систему перевозок, которая обеспечивала бы все потребности горожан в пассажирских перевозках и отвечала бы критериям безопасности. У ООО «АРиАЛ», как у нормального предпринимателя другая цель – заработать побольше денег. И для него это нормально. Вспомните правило невидимой руки Адама Смита. С точки зрения сбора налогов городу все равно, кто будет работать на маршрутах – объем по перевозкам является величиной независящей от операторов. Но в конфликте проигравших и победивших на конкурсе происходит замена понятий: «АРиАЛ» заявляет, что инвестировал деньги в новую технику, а теперь она останется без работы. На самом деле этой компанией на конкурс был заявлен 51 автобус и получен 51 график на 2-х маршрутах. Но этого мало. Ни у нынешних победителей конкурса, ни у предыдущих не было достаточного количества автобусов, чтобы закрыть все маршруты. На большинстве маршрутов работают частные предприниматели по партнерским договорам. И тот же «АРиАЛ» сейчас бьется не за трудоустройство своего персонала, а за право перепродажи маршрутов индивидуальным предпринимателям, которых на саратовском рынке более 1000. И которым, по большому счету все равно, с кем из операторов рынка заключать договоры. На последнем совещании в торгово-промышленной палате одним из городских депутатов было высказано предложение вообще не распределять маршруты. Есть у владельца автобуса лицензия на право пассажирских перевозок – пусть ездит, где считает нужным. Эдакая модель идеального рынка, на деле означающая развал всей системы перевозок и транспортный хаос. И если я с ней не соглашусь – СМИ и проигравшие конкурс перевозчики вполне могут приклеить городской администрации ярлыки душителей малого бизнеса и врагов президентских программ. Только как быть с социальными маршрутами, на которые почему-то не рвутся поборники свободы и анархии на транспорте? Как быть с простыми горожанами, для которых смысл президентских программ не в абстрактной защите малого бизнеса, но в конкретном соблюдении перевозчиками графиков движения. Человек выходит на остановку с одной целью – доехать из пункта А в пункт Б. Доехать вовремя, быстро, комфортно и безопасно.
 
- Когда Вы говорите про социальные маршруты, то имеете в виду те 18, по которым конкурс признан не состоявшимся?
 
- В том числе и их. Они никому не выгодны. Но люди-то живут не только в центре, но и на окраинах, и им надо как-то перемещаться по городу. И с крупными перевозчиками у нас есть договоренность, что эти маршруты не будут брошенными. Часть возьмет на себя МУПП «Саратовгорэлектротранс». А частный предприниматель, у которого один или три автобуса на убыточные маршруты не пойдет по определению.
 
- Другая история, связанная с МУ «Транспортное управление» - это система «Глонасс» и «Форды». Что в ней правда, а что вымысел?
 
- Правда в том, что работы по разворачиванию системы идут по графику.В тестовом режиме система уже работает и готова к постепенному подключению к ней пассажирских автобусов. Другими словами создан базовый комплекс. «Транспортное управление» -самостоятельная, прибыльно работающая организация. По прошлому году прибыль составила 5,6 миллиона руб. И по заявлению руководства «Транспортного управления» прибыли полностью хватает на внедрение системы «Глонасс».
Просто данную тему, по моему глубокому убеждению, возвели в ранг скандальной в период войны за городские пассажирские перевозки, с целью давления на администрацию. Задали эдакий негативный фон, связанный с МУ «Транспортное управление», который должен косвенно усилить позицию проигравших перевозчиков.    
 
- Главный архитектор города Вирич почти полгода находится на больничном. Согласитесь, срок не малый. Если не ошибаюсь, по старому КЗОТу, после полугода болезни человек мог оформить инвалидность. Что приковало Вирича к больничной койке и почему в одних газетах его обвиняют во всех грехах, а в других, наоборот, почти канонизируют? Какие чудеса совершил больной архитектор, что вокруг его персоны идут такие баталии? И какую позицию занимаете Вы?
 
- В отношении Вирича у меня нет свободы маневра. После проверки его деятельности, компетентными органами было выявлен ряд обстоятельств, препятствующих его работе в должности главного архитектора г.Саратова. А почему в его поддержку развернута такая кампания, я могу только предполагать. Именно Вирич занимался согласованием проектов   на строительство и отвод земли. А где существует разрешительная система – всегда есть простор для творчества. Центр Саратова лежит во впадине между холмами. И если посмотреть на него с Соколовой горы от Журавлей в ясную погоду, то видно пелену смога, которая окутывает город. Роза ветров в центре такова, что обмен воздуха незначителен. Многоэтажки растут в центре, как грибы затрудняя и без того непростой воздухообмен. Я не против прогресса. И за то, чтобы на месте лачуг росли новые дома, но должны соблюдаться принципы концепции долговременного развития территорий. И главный среди них гласит, что последующие поколения должны жить в условиях таких же или лучших, чем сегодня. В Саратовской области согласно докладам экологов, за год выбрасывается в атмосферу более 400 000 тонн вредных веществ. Три четверти – в виде выхлопных газов. В центре Саратова последствия этих выбросов наиболее значительны, в том числе и из-за затрудненного воздухообмена. Так что идеализировать работу Вирича, который последние годы отвечал за пространственную планировку в городе, у меня нет оснований. И тем не менее, у него остается простор для деятельности – его навыки, как инженера-архитектора, если они есть, всегда останутся с ним.
 
- В поговорке: «собака лает – караван идет» есть глубинный смысл. Вам уже есть, чем отчитаться перед жителями города: отопительный сезон без приключений; чистые магистральные улицы, за которые отвечает город; возвращенные городу вместе с единороссами детские сады, рынки, запущенные вместе с губернаторской командой по примеру Юбилейного. Что следующее на очереди?
 
- А в планах простые и важные вещи. Я очень надеюсь, что городу будут возвращены административные комиссии. Сейчас этим вопросом занимается и областная Дума, и общественная палата, и правительство, и городская администрация. Будет у нас механизм борьбы с нарушителями – начнем наводить порядок на улицах. Очень хочется убрать мусор с улиц и дворов Саратова. Причем не разово, в период апрельских субботников, а по-настоящему, чтобы чистота поддерживалась системно, а нарушителям было просто невыгодно мусорить. Очень хочется отладить уличную торговлю, причем убрать грязь и антисанитарию и не обидеть людей. Кроме того будем продолжать ремонты и установку приборов учета на домах – ситуация со сверхнормативным начислением бьет по кошелькам простых граждан и ее надо менять. Надо наводить порядок в районах. Саратов – это не только центр, но и окраины. В условиях урезанного бюджета это будет сделать очень не просто. Если удастся все это – значит год прожит не зря.
 
(Светлана Сергеева, газета «Комсомольская правда» - Саратов», 26.02.2009 г.)