10.01.2025

Основу оборонно-промышленного комплекса Саратова составили производства, введенные в строй в годы первых советских пятилеток. В этот период были построено около 30 крупных заводов: комбайновый, тракторных деталей, щелочных и свинцовых аккумуляторов, станкостроительные, нефтеперерабатывающий и шарикоподшипниковый др. Реконструкции подвергся целый ряд старых металлообрабатывающих заводов: «Серп и молот», «Универсаль», им. Ленина (бывший Гантке).

По данным органов статистического учета, количество рабочих, занятых в   промышленности Саратова увеличилось за это время в 5 раз и составило около 68 тыс. человек, основные фонды выросли в 9 раз, выпуск продукции – в 12 раз.

Накануне Великой Отечественной войны (1937 г.) комбайновый завод был перепрофилирован на выпуск боевых самолетов. Еще 8 других заводов города, обеспечивавших производство военной техники, вооружения и боеприпасов, также переводились в разряд военных с присвоением номеров по соответствующим военно-промышленным наркоматам.

С началом войны абсолютное большинство предприятий Саратова были переведены на обслуживание непосредственных нужд армии и флота и производство военной продукции. Эвакуация оборудования почти 80 промышленных предприятий (всего в область около 100 предприятий) из западных и центральных районов страны завершило формирование оборонно-промышленного комплекса Саратова, функционировавшего в период Великой Отечественной войны.

Прием и ввод в действие эвакуированного оборудования (около 6 тыс. станков) стало одним из ярких примеров трудового героизма саратовцев, организационно-управленческих усилий руководства региона. Значительная часть оборудования была размещена на площадях однотипных саратовских заводов, расширяя их производственные мощности, а иногда и меняя их профиль. На территории ГПЗ-3 разместилась часть цехов 1-го Московского подшипникового завод, имевших более тысячи единиц оборудования. Эвакуированные из Тулы оружейные заводы № 66 и № 314 (427 станков) слились с саратовским заводом «Трактородеталь», образовав завод № 614 Наркомата вооружения. Харьковский завод «Серп и молот» (384 единиц оборудования) обосновался на площадях аналогичного по названию местного завода Наркомата сельхозмашиностроения. Ленинградский завод «Ленинская искра» сливался с саратовским заводом № 236 (свинцовых аккумуляторов). В то же время на базе эвакуированных производств в Саратове возникло 8 крупных и около 20 средних предприятий. Из них наиболее значимыми предприятиями являлись заводы № 306 (его образовали 6 заводов из Москвы, Ленинграда, Полтавы и Ржева), № 205 им. Хрущева (Москва), № 572 (Ленинград), № 180 (Киев, Ижора, Ленинград, Дарница), № 702 (эбонитовый) (Ленинград), швейная фабрика «Знамя индустриализации» (Витебск). Два крупных предприятия были созданы в городе-спутнике Энгельсе на базе брянского вагоностроительного завода им. Урицкого и московского завода им. Орджоникидзе.

Всего в Саратове в годы Великой Отечественной войны действовало 35 крупных заводов с общим числом работающих свыше 60 тыс. человек и 388 различных предприятий пищевой, легкой, мукомольной, местной и другой промышленности, где трудились еще 34 тысячи работников. Практически все предприятия города выпускали продукцию для фронта: боеприпасы, снаряды, мины, авиационные бомбы, пистолеты-пулеметы, противотанковые ружья, минометы, свинцовые и щелочные аккумуляторы, авиационные иартиллерийские приборы, шарикоподшипники, горючее, корпуса танков, самолеты, обмундирование, перевязочный материал, пищевые концентраты, предметы фронтового быта. Уже к 1943 г. объем выпуска военной продукции на предприятиях Саратова вырос более чем 5 раз, а всего за годы войны промышленность выпустила продукции на сумму в 7,5 млрд. рублей.

Наибольший объем военной продукции приходится на предприятия авиационного кластера, который включал в себя самолетостроительный завод № 292, агрегатный № 306, электроприборостроительный № 213, винтовой № 167, клеевой № 307, на которых только рабочих насчитывалось более 16 тыс. человек.

Завод № 292 (директор И.С. Левин) являлся головным предприятием НКАП по выпуску самолетов-истребителей Як-1 и Як-3. В 1941-1945 гг. заводом было произведено 12677 боевых машин, т.е. почти каждый четвертый советский самолет-истребитель. В 1942 г., когда многие эвакуированные авиационные заводы только восстанавливались на новых местах, его производство составляло почти 14% выпуска самолетов всех типов в СССР. За обеспечение бесперебойной поставки продукции фронту завод в числе первых советских предприятий был награжден орденом Ленина (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1942 г.). Во время бомбардировочных налетов в июне 1943 г. завод был почти полностью разрушен и стоял вопрос об отправке его оборудования и производственного персонала в другой регион. Однако завод был восстановлен менее чем за 80 дней и вышел на прежние производственные показатели. По окончании Великой Отечественной войны он был снова награжден орденом Трудового Красного Знамени (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1945 г.). Кроме того, коллектив завода № 292 28 раз в ходе войны получал Красное знамя ГКО, в апреле 1946 г. оно было передано ему на вечное хранение.

Вновь созданный завод № 306 (ныне Саратовское электроагрегатное производственное объединение) уже к концу 1941 г. освоил производство сложных агрегатов для авиамоторов (магнето), которыми снабжались все без исключения моторостроительные предприятия авиационной отрасли. 16 сентября 1945 г. он был награжден орденом Красной Звезды.

Завод № 213 им. Орджоникидзе НКАП наряду выпуском электроприборов в конце 1941 г. освоил производство боеприпасов. 23 раза ему вручалось Красное знамя ГКО, 15 мая 1946 г. оно было заводу передано на вечное хранение. 16 сентября 1945 г. он был награжден орденом Ленина.

Одним из флагманов саратовской промышленности являлся шарикоподшипниковый завод ГПЗ-3 (директор В.С. Буторин). Особое значение его продукция имела в первый год войны, когда два московских подшипниковых завода находились в процессе эвакуации, а ГПЗ-4 в городе Куйбышеве только налаживал производство. По распоряжению Государственного Комитета Обороны подшипники, произведенные на саратовском заводе, незамедлительно отправлялись на танковые, авиационные и автомобильные заводы Поволжья и Урала всеми видами транспорта, включая самолеты гражданской авиации. В 1942-1943 гг. ГПЗ-3 неоднократно подвергался бомбардировкам противника. Впервые переходящее Красное знамя ГКО заводу было вручено в марте 1943 г. Впоследствии оно вручалось еще 6 раз. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1944 г. ГПЗ-3 был награжден орденом Трудового Красного Знамени. За время войны завод выпустил почти 18 млн. штук шарикоподшипников.

К числу крупнейших предприятий Саратовской области относился в годы Великой Отечественной войны крекинг-завод № 416 им. С.М. Кирова (директор Б.П. Майоров), осуществлявший выпуск высокооктанового авиационного бензина и толуола. О значимости его продукции говорит тот факт, что ГКО дважды принимал по нему специальные постановления. В общей сложности, несмотря на бомбардировки и разрушения 1942-1943 гг., завод произвел более 3 млн. тонн горючего. За вклад обеспечение фронта и тыла в больших объемах горючим крекинг-завод в 1985 г. был награжден орденом Отечественной войны I степени. А до этого все второе полугодие 1943 г. удерживал Красное знамя ГКО и еще четырежды получал его в 1944 г.

Важнейшее значение для авиационной, танковой и судостроительной промышленности имело производство двух саратовских аккумуляторных заводов. Единственный в стране завод щелочных аккумуляторов (№ 195) за военный период произвел 195 тыс. единиц продукции. Еще в большем количестве было произведено свинцовых аккумуляторов на заводе № 236. 21 июля 1943 г. ему было присуждено Красное знамя ГКО, а Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1944 г. с формулировкой «за успешное выполнение правительственных заданий по обеспечению танковой промышленности и Красной Армии необходимой продукцией» награжден орденом Ленина.

Кроме указанных выше предприятий, во время Великой Отечественной войны орденом Красной Звезды была награждена саратовская военно-картографическия фабрика Наркомата обороны СССР (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1945 г.).

В конце 1941 г. в кооперации с другими саратовскими предприятиями на заводе № 614 был налажен выпуск противотанковых ружей Симонова. Только в 1942 г. их было произведено 35200 штук, что составило более 14% общесоюзного производства. В 1944 г. завод перешел на выпуск артиллерийских систем. В 1985 г. это предприятие, ставшее Саратовским агрегатным заводом, было награждёно   орденом Отечественной войны I степени. Исключительно на производство боеприпасов были ориентированы саратовские заводы № 311 (бронебойно-трассирующий 37 мм. снаряд), № 572 (взрыватели К-6, К-20, В-179, снаряды малокалиберной артиллерии), «Серп и Молот» и № 45 (корпуса снарядов).

Выпуск снарядов, мин и гранат осуществлялся также на многих других предприятиях Саратова, где эта продукция была не основной – заводы № 180, № 205, 348.

Крупным предприятием наркомата танковой промышленности являлся завод № 180, где трудилось более 1,5 тыс. человек. До 1944 г. этот завод изготовил 1275 корпусов танков Т-50, Т-60 и Т-70, а также 1141 бронебашню для СУ-152 и ИС-152, осуществил ремонт 1154 корпусов танка Т-34. Основным видом продукции завода № 205 им. Хрущева наркомата судостроительной промышленности было производство артиллерийских и навигационных приборов. Помимо этого на заводе за время войны было выпущено 1,5 млн. штук корпусов снарядов для реактивных установок БМ-13 («катюши»). За достигнутые производственные успехи 29 сентября 1943 г. заводу вручено переходящее Красное знамя ГКО.

Заводы № 702 и № 744 наркомата резиновой промышленности освоили в 1941-1942 гг. производство эбонитовых корпусов (банок) для свинцовых аккумуляторов и изделий из синтетического каучука. На саратовских швейных фабриках № 2 «Знамя индустриализации» и им. Крупской было пошито 1,3 млн. армейских шинелей, миллионы гимнастерок и других предметов солдатского обмундирования. Предприятия пищевой промышленности города произвели сотни тонн муки, макаронных изделий, сухарей, мясных консервов, пищевых концентратов.

В августе 1942 – феврале 1943 гг., когда Саратовская область находилась на военном положении, основная часть выпущенной предприятиями города продукции отправлялась войскам сталинградских фронтов. И в этом смысле правомерно говорить о существенном вкладе промышленности Саратова в оборону Сталинграда и последующую победу в Сталинградской битве. Только в сентябре 1942 года 16 саратовских машиностроительных заводов выпустили 4066 противотанковых ружей, 373 тыс. корпусов снарядов, 8 тыс. корпусов авиабомб, 3665 головок к снарядам, 466 тыс. корпусов гранат, 18 тыс. корпусов мин, 13110 мин, 900 тыс. взрывателей, 125 минометов, 105 корпусов танка, 362 тыс. подшипников, 200 универсальных пулеметных станков. Промышленные предприятия выполнили большое количество срочных фронтовых заказов без снижения государственного плана, за счет дополнительных усилий рабочих и инженеров. От войск поступали заказы на ремонт боевых машин, вооружения, изготовление электросварочных аппаратов, пароподогревателей, цепей противоскольжения для автомашин, окопных печей, запасных частей к танкам. По просьбе командования Сталинградского фронта авиационный завод (№ 292) изготовил 250 зенитных установок для пушек и пулеметов. Осенью 1942 г. на 51 предприятии Саратова было размещено производство изделий и инструментов, необходимых для наведения переправ через Волгу. За короткий срок было изготовлено 1 млн. железных скоб, штырей и креплений, 230 т металлических поковок, 10 т болтов, свыше 100 тыс. топоров, лопат и кирок, 936 т цепей. За обеспечение строительства переправ коллективы заводов им. В.И. Ленина, судоремонтного и др. получили благодарности от командования Донского и Сталинградского фронтов. В 1942 г. большинство фабрик и заводов области выполнили государственный план и произвели продукции на 23% больше, чем в 1941 г. За образцовое выполнение военных заказов в период Сталинградского сражения 229 работников промышленности области были награждены орденами и медалями.