10.01.2025

С первых дней войны труженики фабрик и заводов Саратова развернули неутомимую деятельность по наращиванию выпуска военной продукции, повышению производительности труда и максимальному сокращению себестоимости выпускаемой продукции. Уже 2 июля 1941 г. в областной газете «Коммунист» появилось сообщение с котельного завода о выполнении рабочими Гаврилиным и Васильевым дневного производственного задания на 250-300%. Так родилось в городе движение «двухсотников», под девизом «Одну норму за себя, вторую – за товарища, ушедшего на фронт». Первым «тысячником», о котором узнали в Саратове, стал токарь авиационного завода № 292 Н. Шувалов, выработавший в ночь на 17 апреля 1942 г. 1778% задания. Летом и осенью этого года движение «тысячников» получает распространение на предприятиях города. По подсчетам Д.П. Ванчинова, сделанным автором на основании статистических и информационных партийных документов, на заводах и фабриках Саратова и Энгельса в 1943 г. насчитывалось свыше 39,5 тыс. стахановцев, ударников и двухсотников.

Инициатором другого массового трудового патриотического движения – борьбы за звание комсомольско-молодежных фронтовых бригад, работавших под девизом «В труде, как в бою!», стал в Саратове мастер авиационного завода И.А. Самсонов. Бригада, возглавляемая им, уже в феврале 1942 г. получает звание фронтовой, а затем многие месяцы удерживала в соревновании переходящее Красное знамя. И.А. Самсонов в 1942 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

130 работников авиационного завода № 292 согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1942 г. первыми в Саратове удостоились за свой труд высоких правительственных наград. Среди награжденных орденом Ленина следует указать имя первой женщины-строгальщицы В.Н. Никольской, которая выполняла не менее 2,5 норм и подготовила десятки молодых рабочих. Этим же указом орденами и медалями награждались работники других саратовских предприятий авиационного комплекса: № 306 – кузнец Я.М. Малеванный, мастер М.Ф. Якименко, автоматчик М.Ф. Марунченко (всего 29 человек); № 213 – мастер Ф.И. Иевлев, Е.В. Полестеров, И.О. Яворук (всего 64 человека).

Особо востребованной оказалась продукция авиационного завода в период великой битвы на Волге. В начале сентября 1942 г. ГКО распорядился увеличить производство самолетов-истребителей Як-1 и всю продукцию завода направлять исключительно Сталинградскому фронту. По воспоминаниям директора завода И.С. Левина, в это время были улучшены летно-тактические данные самолета, увеличена его скорость, установлена на нем радиосвязь, за счет протектирования бензиновых баков и улучшения противопожарного оборудования повышена «живучесть» самолета, была усилена бронезащита летчиков. Специально для 16-й воздушной армии по просьбе ее командующего генерала И.С. Руденко было организовано производство облегченных самолетов Як-1 для так называемой «свободной охоты». В период Сталинградской битвы завод работал на пределе своих производственных возможностей. У проходных завода устанавливались плакаты с надписью «Товарищ! Что бы сделал сегодня для героических защитников Сталинграда?». В сентябре и октябре 1942 г. на заводе была достигнута самая большая суточная и месячная сдача самолетов за годы войны (до 13 машин ежедневно). За три месяца – август, сентябрь, октябрь – 1942 г. завод изготовил и отправил на фронт на пять полков истребителей больше, чем за второе полугодие 1941 г. Производственный план 1942 г. заводом был выполнен к 11 декабря. Это оказалось возможным благодаря самоотверженному труду многотысячного коллектива предприятия.

Новые испытания ждал коллектив завода летом-осенью 1943 года. В ночь с 23 на 24 июня, делая один заход за другим, самолеты противника сбросили на территорию авиационного 30 фугасных и более 150 зажигательных авиабомб. В результате налета было разрушено более 70% производственных площадей, 60% оборудования, незавершенное производство, оснастка. Почти три месяца главной задачей авиастроителей было восстановление разрушенных цехов. Но уже на пятые сутки из отвоеванных у огня агрегатов, деталей и узлов в разрушенных корпусах, в наспех построенных из фанеры шалашах, армейских палатках, аэродромных ангарах началась сборка и сдача самолетов. План сентября 1943 г. завод выполнил на 132,8% и снова завоевал переходящее Красное знамя ГКО. Вслед за этим завод стал переходить на более совершенную модель самолета-истребителя Як-3.

Подшипниковому заводу во второй половине войны, прежде всего, за счет трудовой самоотверженности рабочих и ИТР удалось выйти на ритмичное выполнение заказов оборонных предприятий. В январе 1943 г. за производственные успехи были награждены орденами и медалями 26 рабочих и служащих завода. В октябре 1944 г. еще были награждены 33 передовика этого предприятия. На ГПЗ-3 к концу войны насчитывалось 70 молодежных бригад, 5 из них получили звание фронтовых. Лучшей не только на заводе, но во всей шарикоподшипниковой                                                            промышленности СССР являлась бригада цеха № 4, возглавляемая А.Е. Козловым.

В целом на предприятиях города почетное звание фронтовых носили более 500 молодежных бригад.

Как и на всех предприятиях города, на крекинг-заводе (завод № 416) имелось большое число тех работников, которые значительно перевыполняли нормы, в составе бригад боролись за звание фронтовых, неоднократно отмечались правительственными наградами. В частности, в январе 1944 г. их получили 29 человек. Рационализаторские предложения в 1943-1944 гг. механика завода Н.Ф. Шурбина и др. по усовершенствованию технологического процесса дало самую большую в отрасли экономию – 3 млн. рублей. Но труд рабочих и служащих крекиг-завода примечателен в первую очередь тем, что им в силу специфики производства длительный период (летом-осенью 1942 г. и летом 1943 г.) приходилось работать с риском погибнуть в огне пожаров от возгорания нефтепродуктов во время вражеских бомбардировок.

Самоотверженно трудились не только работники крупных предприятий, но труженики малых производств легкой промышленности. Так, на предприятиях управления обллегпрома в 1943 г. имелось около 3100 рабочих и служащих, из них 1926, т.е. почти две трети, являлись стахановцами и ударниками. На этих предприятиях насчитывались десятки рабочих, выполнявших по 5-6 норм и являвшихся активными рационализаторами. Так, за внедрение в производство новых методов обработки изделий, давших высокий рост производительности труда, стахановка швейной фабрики № 3 Н.Н. Цицина в 1943 г. была награждена орденом «Знак Почета».

В целом заводам Саратова 94 раза присуждались знамена ГКО, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС. 3500 рабочих, инженеров, руководящих работников промышленности были награждены орденами и медалями.

В связи с ростом энергоемкости промышленности и прекращением поступления угля из Донбасса в Саратове в конце 1941 г. возник топливный кризис. Во многом его удалось разрешить благодаря сооружению методом народной стройки в сентябре-октябре 1942 г. 18-ти километрового газопровода от месторождений у села Елшанка до СарГРЭС. В дальнейшем газовая отрасль быстро развивалась. К примеру, если в 1942 г. работало всего три скважины, давшие 10 тыс. т газа, то в 1944 г. действовало уже 19 скважин и было добыто более 250 тыс. тонн горючего. Осенью 1943 г. была проложена вторая ветка газопровода от Елшанки, что позволило в необходимых объемах газ получать крупным предприятиям Саратова. В 1944 г. по решению ГКО началось строительство газовой магистрали Саратов-Москва. Всего к концу войны в Саратов поступило 900 млн. куб. м газа, что было эквивалентно 775 тыс. т каменного угля.

За период Сталинградского сражения саратовскими железнодорожниками было доставлено в районы военных действий около 300 тыс. вагонов с войсками и грузами. За время боев на железнодорожные коммуникации области было сброшено более 90 тыс. бомб. Саратовские железнодорожники в дни Сталинградской битвы, находясь нередко в условиях боевой обстановки, прилагали поистине героические усилия, чтобы быстрее доставлять эшелоны к фронту. В целях повышения коммуникационной емкостей области в 1942 г. осуществлялось усиление линий Урбах-Астрахань, Ершов-Пугачев, Анисовка-Урбах, Урбах-Илецк, по которым направлялось большинство грузов и войск для Сталинградского фронта, и сооружался участок Саратов-Сталинград рокадной железной дороги, протяженностью более 300 км. В августе-сентябре 1942 г. новая железная дорога, проходившая вдоль берега Волги, вступила в строй и позволила значительно увеличить воинские перевозки, усилить маневрирование составов, а впоследствии имела важное народнохозяйственное значение. Форсированное строительство железной дороги Саратов-Сталинград в военных условиях – это также особая страница жертвенных усилий саратовцев во имя победы. Помимо военных строителей и заключенных Приволжского ИТЛ, в холод и зной на строительные работы по трассе дороги выходили более 3,5 тысяч жителей города.

Большие объемы перевозок в навигацию 1942 на Волге были осуществлены саратовскими речниками (относились к Средне-Волжскому речному пароходству). На пароходах, баржах и дощаниках под Сталинград доставлялись воинские грузы, а обратным рейсом вывозились промышленное оборудование, раненые, эвакуированные. С августа 1942 и до конца навигации работа речников происходила в условиях минирования фарватера и под воздействием вражеской авиации. Особенно отличились команды пароходов «Баранов», «Чехов», «Решительный» и баркаса «Свобода». Для защиты от воздушного нападения на судах, приписанных к Саратовской пристани, было установлено 64 зенитных орудия и 239 пулеметов. В ходе боев 12 саратовских пароходов и баржей были потоплены вражеской авиацией вместе экипажами.

Саратовцы явились одними из зачинателей массового народного движения в конце 1942 г. по сбору средств на закупку военной техники. 1 ноября 1942 г. колхозники артели «Сигнал революции» пригородного Ворошиловского (ныне Саратовского) района вынесли решение собрать деньги на самолет для Сталинградского фронта. Им стал Як-1 ― первый именной самолет фронту. Откликаясь на этот почин, колхозники области уже в ноябре 1942 г. внесли из своих личных сбережений 25 млн. 834 тыс. рублей, приобрели и передали представителям командования Сталинградского фронта 152 самолета. Движение охватило и другие слои населения области, предприятия, учреждения и организации, целевые взносы шли как на отдельные самолеты, так и на целые эскадрилья. Коллектив

Саратовского подшипникового завода внес в Госбанк на постройку самолетов 909 тыс. рублей, артисты оперного театра им. Н.Г. Чернышевского – 815 тыс., научные работники института земледелия Юго-Востока – 500 тыс., учителя школ области – 1122 тыс. руб. 11 декабря 1942 г. секретарь обкома ВКП(б) П.Т. Комаров сообщил И.В. Сталину, что трудящиеся Саратовской области собрали на строительство боевых самолетов в помощь Сталинградскому фронту 33,5 млн. рублей. Новый этап движения в области и стране связан с почином колхозника из села Степное Ново-Покровского района Ф.П. Головатого, который 15 декабря 1942 г. внес в фонд обороны 100 тыс. руб. и персонально заказал на них боевой самолет для Сталинградского фронта. До конца войны жители области на приобретение боевой техники внесли 270 млн. рублей. На собранные саратовцами средства завод № 292 изготовил для фронта 1520 самолетов, которые вручались на авиационном заводе известным советским летчикам.

Территория Саратовской области явилась крупнейшей лечебной базой Сталинградского фронта. К июлю 1942 здесь в составе Управления местного эвакуационного пункта (УМЭП-45) было развернуто и работало 77 госпиталей на 48262 койки, что составляло 8,5% от коечного фонда внутреннего тылового района страны. Из указанного общего количества эвакогоспиталей 31 госпиталь находился непосредственно в Саратове. В городе под госпитали были переданы лучшие здания: школы, зооветинститут, пединститут, гостиницы «Астория», «Московская» и др.

Во время Сталинградской битвы наполнение саратовских госпиталей ранеными вдвое превышало (к октябрю 1942 г. коечный фонд был увеличен до 52 тыс.) оптимальные расчеты, а на одного врача приходилось до 100 и даже 200 раненых и больных. Об интенсивности притока раненых в разгар боев под Сталинградом свидетельствуют следующие данные. В ноябре 1942 г. в госпитали Саратова и области поступило 19 санитарных летучек, каждая по 1800 человек, а в глубокий тыл отсюда было направлено 16 военно-санитарных поездов, по 500 раненых и больных, в декабре 1942 г. соответственно 40 санлетучек и 18 санпоездов. В общей сложности во второй половине 1942 в саратовские госпитали поступило 220782 раненых и больных, а эвакуировано было 78434 человека.

Большую роль в организации работы госпиталей и лечении раненых и больных внесли преподаватели Саратовского медицинского института. Главным хирургом эвакогоспиталей являлся профессор С.Р. Миротворцев, главным терапевтом Л.А. Варшамов, главным невропатологом К.Н. Третьяков. Почти каждый госпиталь имел у себя профессоров различных специальностей. В необходимых случаях высококвалифицированная помощь оказывалась путем выездов в районы профессоров С.Х Архангельского, Н.В. Захарова, Н.И. Краузе, М.П. Кутанина, П.Н. Николаева, А.А. Оглоблина, Л.С. Шварца, В.М. Угрюмова и др. В Саратове и области была налажена шефская помощь госпиталям со стороны предприятий, учреждений и учебных заведений. Она выразилась в снабжении госпиталей топливом и инвентарем, уходе за ранеными, стирке белья, выступлении с концертами и др. Постоянный рост числа доноров способствовал успешной работе «службы крови». Если в июле 1942 г. госпиталям области было отпущено 70,2 л донорской крови, то в декабре 1942 г. – 254,9 л, а в апреле 1943 г. – 289 л. Госпитали Саратовской области во время войны осуществили прием 634304 человек, эвакуацию 150408 раненых и больных в глубокий тыл, лечение 483896 и выписку из них в часть и кратковременный отпуск 344325, или 71,14%, что признано специалистами весьма высоким показателем.

После разгрома гитлеровских войск на Нижней Волге в Саратовской области возникло движение по созданию фонда восстановления Сталинграда. За короткий срок саратовцы внесли в него 6,5 млн. рублей, и уже 20 марта 1943 г. специальная делегация доставила городу-герою железнодорожный эшелон со строительными материалами. В дальнейшем многие промышленные предприятия города и области выполняли задания по производству строительных материалов, промышленного оборудования для возрождения хозяйства Сталинградской области. Тысячи саратовцев, организованных в строительные отряды и бригады, выезжали на восстановительные работы.

За военный период вузы Саратова выпустили более 6 тыс. Специалистов. Кроме того, ученые города выполнили большое количество практических разработок в интересах промышленности и армии. В конце 1941 г. при Саратовском госуниверситете было создано бюро технической помощи и консультации под руководством профессора Б.А. Можаровского. Так, на кафедре химии СГУ (заведующий профессор Я.Я. Додонов) было изготовлено 20 походных лабораторий для Донского фронта. Здесь же были изобретены эффективные смеси для борьбы с тяжелыми немецкими танками. За весь военный период СГУ выполнил более 1 тыс. анализов для предприятий, завершил более 500 практических исследований, дал более 1,5 тыс. научно-технических заключений и провел более 2 тыс. консультаций по новейшим изобретениям. За крупные научные открытия и достижения группа научных работников университета - профессора А.М. Лукьяненко, Б.А. Можаровский, Н.И. Усов, В.В. Челинцев, П.В. Голубков и др. в ноябре 1944 была награждена орденами. Кафедра автомобилей и двигателей автодорожного института (ныне Саратовский технический университет) во главе с доцентом Г.К. Бутовским создала новую аппаратуру, позволявшую перевести автомобили на твердое топливо и природный газ. По заданию Генштаба Красной Армии кафедра мостов и строительства дорог обследовала и представила заключение по 250 искусственным сооружениям и объектам края. Практическое применение имела работа доцента Бойницкого в области маскировки автомашин, автоколонн, эшелонов, военных объектов.

В тяжелых военных условиях педагогические коллективы саратовских школ сделали все возможное, чтобы обеспечить выполнение закона о всеобуче. Труд 22 работников просвещения Саратова в январе 1945 г. был отмечен орденами и медалями. Орденом Ленина была награждена учительница средней школы № 3 Мария Александровна Недельская, орденами Трудового Красного Знамени – учителя средней школы № 19 Дугина Надежда Петровна и Загрекова Наталья Александровна, учительница средней школы № 9 Левкова Надежда Александровна, учительница семилетней школы № 28 Юдина Надежда Савельевна.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что жители города Саратова внесли значительный вклад в достижении Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях и помощь Красной Армии, проявив тем самым массовый трудовой героизм и самоотверженность.