25 августа 2004 10:03
Городские медики дают рекомендации родителям первоклассников
Начало обучения в школе - важная веха в жизни ребенка. Меняется весь уклад его жизни - режим дня, питания, расширяется круг обязанностей, изменяется общественное положение. Ребенок попадает в новую обстановку, встречается с новыми детьми и взрослыми. Все это вызывает необходимость приспособления к новым условиям жизни, не всегда удается легко привыкнуть к школьной обстановке. Кроме того, с первого дня пребывания в школе ребенок испытывает умственные нагрузки, которые предъявляют дополнительные требования. От первого года обучения во многом зависит, как будет учиться он в последующие годы. К сожалению, период приспособления к школе иногда оказывает неблагоприятное влияние на состояние здоровья школьника. У некоторых детей появляется перенапряжение нервной системы, снижается сопротивляемость к простудным заболеваниям, нарушаются поведение, сон, аппетит, снижается работоспособность. Вероятность появления этих нежелательных явлений зависит от состояния здоровья ребенка и от того, как он подготовлен к поступлению в школу. Подготовка должна начинаться задолго до начала обучения с помощью врача, медицинской сестры поликлиники и воспитателя детского сада. Участие родителей в данной работе обязательно и заключается в следующем:
- воспитывайте у ребенка навыки сознательной дисциплины - желание заниматься утренней гимнастикой, усидчивости, ответственности за порученное дело, уважение к окружающим, умение внимательно слушать и отвечать на вопросы, понимать задание с первого раза;
- формируйте у ребенка желание учиться, не запугивайте его школой, старайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня;
- создайте в семье спокойную обстановку, исключающую конфликтные ситуации между родителями, детьми и другими членами семьи;
- заблаговременно приобретите для него все необходимые принадлежности в соответствии с рекомендациями школы, подготовьте рабочее место;
- содержание умственной подготовки ребенка не должно опережать учебную программу первого класса, необходимо всестороннее развитие и формирование у него жизненных понятий о красоте природы, труде, человеческом общении;
- развивайте речь ребенка и тренируйте мышцы пальцев рук путем рисования, лепки и др.;
- своевременно прививайте ему навыки самообслуживания - умение быстро одеться, аккуратно есть, убирать рабочее место, покажите приемы безопасного перехода через улицу;
- заранее составьте режим дня с учетом особенностей жизни вашей семьи и приближенный к режиму школы, начинайте приучать к нему ребенка не позднее, чем за месяц до поступления в школу;
- если у него имеются вредные привычки (кусание ногтей, сосание пальца и др.), посоветуйтесь с врачами и отучите его от них;
- для повышения защитных сил организма приобщите ребенка к ежедневной утренней гимнастике, проводите контрастное обливание ног, обтирание тела полотенцем, смоченным водой комнатной температуры, организуйте спортивный уголок, приобретите или обновите спортивный инвентарь;
- способствуйте своевременному медицинскому обследованию ребенка перед школой, ликвидации у него очагов инфекции и проведению необходимых профилактических прививок. Отнеситесь со всей ответственностью к рекомендациям врача при проведении медицинского осмотра ребенка;
- установите и поддерживайте контакт с медицинскими работниками и учителем в школе, сообщите им все особенности состояния здоровья Вашего сына или дочери и их поведения;
- заранее выберите удобное место в квартире для приготовления домашних заданий, обратите внимание на освещение стола, соответствие стола и стула росту ребенка, расстояние от рабочей поверхности до глаз, постоянно следите за правильной посадкой его. Строго соблюдая эти правила, Вы предотвратите нарушение осанки и развитие близорукости у детей;
- в период приспособления к условиям школы нужно особенно тщательно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья ребенка, его поведения, сна, аппетита, общего самочувствия. При появлении первых признаков заболевания необходимо обратиться к врачу.
Помните, что дети с хорошим здоровьем, высоким уровнем физического и умственного развития и правильно подготовленные к началу систематического обучения в школе легче привыкают к новым условиям и хорошо учатся. Дети с отклонениями в состоянии здоровья требуют особого внимания. Их перед поступлением в школу по назначению врача необходимо оздоравливать. Они нуждаются также в индивидуальном педагогическом подходе.