29 декабря 2004 12:01

Мэр Саратова Юрий Аксёненко: "2004 - год упорной работы и реальных результатов"

Вот уже появились на улицах елки, витрины магазинов украсились гирляндами и снежинками. Не за горами Новый год - праздник, любимый всеми от мала до велика. В конце каждого года в декабре принято подводить итоги. Каким был прошедший год для страны, для Саратова, для всех нас? Об этом наш корреспондент беседовал с мэром города Саратова Ю.Н. Аксёненко. - Юрий Николаевич, вы уже много лет стоите во главе нашего города. С вами саратовцы пережили тяжелые кризисные времена. При вашем непосредственном участии происходит возрождение Саратова. Каким был этот год для города и горожан? - Безусловно непростым. Я бы назвал его годом упорного труда и реальных результатов. Во многом и для многих он стал переломным. Главное - у саратовцев восстанавливается вера в то, что жизнь год от года будет лучше. Наверное, это самое важное достижение. А еще в этом году у нас в городе появилось более шести тысяч малышей. Это самый верный признак того, что у людей появляется ощущение стабильности. - Декабрь засыпал город снегом, да и морозы в середине месяца были нешуточные. Но, судя по всему, в этом году не зима станет самым важным испытанием для городской власти - город, судя по всему, встретил ее 'во всеоружии'. - Спасибо, что отметили подготовку к отопительному сезону. Мы действительно проделали большую работу. Между прочим, и в прошлом году у нас не было особых перебоев с подачей тепла. Я считаю, что можно было бы войти в отопительный сезон вообще без сбоев. Но проблемы жилищно-коммунального хозяйства носят системный характер, и здесь далеко не все зависит от городской власти. Во всей стране к настоящему моменту процессы старения жилого фонда и инженерных сетей зашли так далеко, что для их восстановления нужны колоссальные инвестиции: по расчетам Госстроя, на эти цели российскому ЖКХ только на первом этапе необходимо порядка 500 млрд рублей. Ни в Саратове, ни в других российских городах денег на приведение в порядок инженерных систем в полном объеме нет. Но даже не это главное. По мере наших возможностей мы ремонтируем сети, делаем новые теплотрассы. Но, хоть это и не новогодняя тема, нас выбивает из нормального рабочего ритма вал неплатежей. Основная масса накопленных перед энергетиками долгов - это долги жителей города. Подавляющее большинство платит исправно, но 20 - 30% задерживают оплату за жилищно-коммунальные услуги постоянно. Есть такие, кто вообще не платит. Жители и предприятия должны энергетикам и управляющим компаниям. Сейчас долги энергетикам составляют около 300 миллионов руб. Из них жители должны более 200 миллионов. Бюджет города свои обязательства перед энергетиками выполнил полностью. Сейчас главное, чтобы рассчитались жители. А то получается, что из-за неплательщиков страдают все саратовцы. Я обращаюсь ко всем должникам: Давайте встречать Новый год без долгов! Что касается снежных заносов, то в этом году у нас 184 единицы снегоуборочной техники. Одновременно днем работают 60-80 машин. Это больше, чем в прошлом году, но пока явно недостаточно для такого города, как Саратов. Потребность в технике у нас закрыта только наполовину. Успеваем поддерживать улицы в порядке за счет работы в несколько смен. Появятся в бюджете деньги - технику будем докупать. - Раз уж зашел разговор про улицы и технику. В этом году жители города реально увидели, что, оказывается, дороги можно ремонтировать. Центр уже приведен в порядок. Что будет дальше? Могли бы вы прокомментировать ситуацию с дорогами? - В этом году на содержание, ремонт и строительство дорог в общей сложности было выделено около 400 млн руб. и, наконец-то, нам разрешили самим распоряжаться этими деньгами, выбирать заказчика, определять объекты, контролировать качество и объемы работ. Результат не заставил себя долго ждать. Мы смогли отремонтировать 15 улиц или 600 000 квадратных метров дорожного покрытия. Вы все это видели, это было у вас перед глазами. Те деньги, которые были выделены, израсходованы эффективно. Что касается перспектив, то здесь саратовские водители могут не сомневаться - как только весной установится теплая погода, работы по приведению в порядок городских магистралей будут продолжены. Планы у городских дорожников большие. Мы будем ремонтировать не только магистральные улицы, но и пойдем в жилые кварталы, а то во многих дворах от дорог и тротуаров осталось одно название. - Губернатор Дмитрий Аяцков сказал, что реализация пакета законов о так называемой монетизации льгот на деле ляжет в основном на плечи муниципалитетов. Саратов готов решать эту проблему? - С льготниками федерального уровня, я думаю, забот будет не очень много. Денежные выплаты будет производить Пенсионный фонд, и для этого у него есть все возможности. Сложнее с обеспечением лекарственными средствами, которое на себя берет Фонд обязательного медицинского страхования. То же можно сказать и про соцстрах, призванный решать вопросы обеспечения санаторно-курортными путевками. Кроме самого федерального закона, нужны еще механизмы и подзаконные акты. Для каждой организации должен быть прописан четкий алгоритм действий. С обеспечением льготников областного уровня складывается непростая ситуация. Для реализации Федерального закона ?122-Ф3 приняты законы Саратовской области 'О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов' и 'О мерах соцподдержки подвергшихся политическим репрессиям'. Но приняты только в декабре! - Почему не торопятся наши областные депутаты? Ведь с 1 января нового года необходимо начать исполнение федерального закона. - Неверно, что не торопятся. Конечно, можно было бы работать быстрее. Но слишком велик объем. Когда стало ясно, что монетизация льгот - данность, уже осенью надо было отложить все другие дела, все политические баталии, и готовиться к переходу на новую форму работы. Особенно профильным комитетам. Областные законы по монетизации приняты во второй половине декабря. Таким образом, времени на разработку подзаконных актов, заключение договоров с организациями, осуществляющими выплаты (почта, Сбербанк), разъяснительную и организационную работу с населением: прием заявлений от каждого из 132 000 (!) льготников, практически нет. А еще впереди праздники: - На муниципальные структуры падет серьезная ответственность и огромный объем работы. Вы готовы? - Ни один саратовский льготник, ветеран, инвалид, многодетная семья не будут обделены городскими властями. Мы сделаем все возможное. Для выполнения функций по социальной поддержке органы местного самоуправления должны быть наделены необходимыми полномочиями законом Саратовской области. Необходимо принять областной закон о передаче государственных полномочий муниципалитету с обеспечением соответствующего финансирования. Задача эта решаемая, но видя, как происходила подготовка к реформе в правительстве и областной Думе, я испытываю определенную тревогу. Мы не имеем права на ошибки, поскольку речь идет о реально нуждающихся горожанах. - Какая подготовительная работа ведется уже сейчас? - Комитетом по труду сформирована база данных. В городе проживают более 95 тысяч ветеранов труда, почти 18 тысяч тружеников тыла. Более трех тысяч реабилитированных. Для уточнения данных, подготовки документов, нами в жесточайшие сроки создана материально-техническая база и укомплектован соответствующий штат. Работа идет полным ходом. Я лично курирую этот вопрос. Уверен, что на областном уровне депутаты от Саратова, такие, как Андрей Россошанский, Леонид Писной, Игорь Водяненко, Олег Грищенко, понимая ответственность этих решений, ускорят процесс. - В вашем недавнем интервью 'Российской газете' вы очень точно прогнозировали сохранение схемы проведения выборов мэров городов. Кремль позднее подтвердил сохранение 'статус-кво' местного самоуправления. Какие еще политические тенденции кажутся вам актуальными? - Во-первых, вопрос о порядке назначения мэров городов еще не закрыт окончательно. Понятно, что проецировать подход к городу-миллионнику на районный центр не совсем корректно. Хотя позиция президента по этому вопросу была ясна: реформа государственной власти не затрагивает муниципальный уровень. Что касается тенденций. 'Регионы всей России - укрупняйтесь!' - думаю, это достаточно очевидная тенденция. Если строить сильную вертикаль власти, то строить ее не как самоцель, а как остов сильного государства. Чем меньше составляющих - тем прочнее конструкция. Тем более, геополитические и макроэкономические параметры России естественным образом подразумевают это. В случае если укрупнение произойдет, то основанием нашего региона служит Волга. Саратовская, Самарская и Ульяновская области обладают большим интеграционным потенциалом, как в экономическом, так и в социальном плане. Компенсируя слабые стороны друг друга, регионы вместе становятся более сбалансированными и более управляемыми субъектами федерации. Разрушение искусственных административных барьеров, усмирение бурных политических процессов пойдут на благо экономике страны и отразятся на благосостоянии граждан. Богатые регионы не станут беднее. А у бедных появятся внутренние инвестиции, и средний уровень подрастет. Но в любом случае, при принятии решения об объединении каких-то регионов необходимо руководствоваться соображениями целесообразности. Я думаю, в Российской Федерации есть территории, которым, в силу социально-экономических, демографических условий, укрупнение не требуется. - Как показало время, действия городской исполнительной власти по переводу жилищного фонда из МУ ДЕЗов в ТСЖ, в том числе и по Ленинскому району, полностью вписываются в новый Жилищный кодекс и были абсолютно правильными. Эффективность ТСЖ по сравнению с МУ ДЕЗами уже ни у кого не вызывает сомнений. Митинги и баталии у памятника Столыпину, как и ожидалось, закончились ничем. Что это - тонкий расчет с вашей стороны или просто удачное стечение обстоятельств? - Ни то, ни другое. Когда в городе создавались ТСЖ, причем не только в Ленинском районе, в котором происходили все эти битвы, но и в остальных, все происходило в соответствии с действующими федеральными законами. Как вы правильно заметили, ТСЖ по определению эффективнее МУ ДЕЗов. Это подтверждает и российский и зарубежный опыт. И переход на новую форму управления жилищным фондом - это благо для города. Все, как вы их называете, баталии, происходившие в Ленинском районе, - это не более, чем желание отдельных недобросовестных политиков заработать очки на спровоцированном ими же недовольстве людей. Собирать митинги и демонстрации особого таланта не надо. А вот подготовить тот же Ленинский район к зиме гораздо сложней. В борьбе за власть не все средства хороши. Что касается ТСЖ, у нас уже в Саратове масса позитивных примеров. ТСЖ устанавливают приборы учета, добиваясь для людей реальной экономии средств, благоустраивают придомовые территории, ремонтируют подъезды и крыши. За прошедший год многие жители Саратова ощутили на себе преимущества новой формы работы. - Когда вы говорили о митингах, насколько я понял, речь идет о депутате А. Полещикове и его движении 'За справедливость'. После летних митингов и демонстраций последовал ряд судебных разбирательств с попытками ликвидации ТСЖ, ответственность за которые Полещиков на пресс-конференции взял на себя. Чем все эти суды закончились? - Чем и следовало ожидать. Коллегия областного суда отменила решение суда Ленинского района о ликвидации ТСЖ. По моему мнению, все эти иски носили надуманный характер. По основаниям, изложенным в исках, нужно было бы ликвидировать все саратовские ТСЖ и 90% российских. Не верю, что Полещиков с митингами и судами и те люди, которые призывали не платить за жилищно-коммунальные услуги, не понимали, что делают. Но пускай их действия останутся на их совести. Я бы не хотел все это комментировать. - Как будет развиваться ситуация с ТСЖ дальше? - Как и раньше: в соответствии с российским законодательством. Новый Жилищный кодекс, который вступает в действие с 1 марта, предусматривает постепенный перевод всего жилья под управление ТСЖ. Сейчас этот процесс принимает неотвратимый характер. Для Саратова - это реальная возможность улучшить состояние дел в жилищно-коммунальном хозяйстве. - И в заключение - планы на будущее. Что ожидает Саратов и саратовцев в новом 2005 году? - Уверен, что каждый новый год в жизни города и горожан будет лучше, чем предыдущий. Что касается мэрии, то будут продолжены все начатые проекты. Будем восстанавливать дороги, сносить ветхое жилье в центре, будем строить школы и больницы. Будем благоустраивать дворы и улицы. Продолжим компьютеризацию школ и строительство новых корпусов вузов. Будем наводить порядок на улицах города. Со своей стороны, мы ждем от жителей города понимания и немного терпимости. Уверен, что, может быть, не через год, но уже в обозримом будущем, Саратов станет городом, в котором всем его жителям будет жить комфортно, уютно и хорошо. Сергей МАКСИМОВ
Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации