14 февраля 2005 09:01

В Саратове подвели итоги 2004 года. Доклад первого заммэра Павла Ворсунова

На расширенном заседании коллегии при мэре были подведены итоги прошедшего года. С основным докладом перед собравшимися выступил перввы заместитель мэра Павел Анатольевич Ворсунов:
Уважаемые участники расширенного заседания коллегии!

Сегодня мы все собрались в этом зале, чтобы не просто отчитаться за работу, проделанную нами в 2004 году. Самый важный результат любого собрания - это определение целей, задач и методов их достижения. Хотелось бы, обсудить наиболее актуальные проблемы города, которые необходимо решать в первую очередь, сверить наши позиции по наиболее важным приоритетным направлениям работы, добиться, чтобы текущий 2005 год не стал периодом из трехсот шестидесяти пяти разочарований. Первый заммэра доложил: об экономике Итоги развития города за 2004 год свидетельствуют о сохранившихся тенденциях роста в экономике. Промышленными предприятиями города произведено продукции на 53,1 млрд. рублей, что в натуральном измерении на 7,9 % больше предыдущего года. Опережающий прирост производства достигнут в машиностроении и металлообработке - 16%; в химической -10,5%, стекольной - 44% и пищевой промышленности- 15%. Производство потребительских товаров выросло на 15%. Их удельный вес в общем объеме промышленной продукции занимает 25,6% или одну четвертую часть. С увеличением объемов налогообразующих показателей, выросла на 4% и сумма налоговых доходов поступающих в бюджеты всех уровней. Индекс потребительских цен к декабрю 2003 года составил 111% и находился в прогнозируемых пределах. о качестве жизни саратовцев. О качественном изменении жизни горожан свидетельствует рост доходов населения, так в прошлом году куплено около 40 тысяч автомобилей, более чем на 30% увеличилась сумма денежных вкладов, рост розничного товарооборота составил 119%. Средняя заработная плата по городу выросла и составила в декабре месяце 7 тыс.руб., в среднем по году темп роста составил 24%. Зарплата в отраслях бюджетной сферы тоже увеличилась, но продолжает оставаться на 45% ниже среднегородского уровня. Напомню, что с 1 января текущего года нами принято решение о повышении зарплаты работникам бюджетной сферы на 20%, с сентября эта сумма будет еще раз пересмотрена. о монетизации льгот Впервые Правительством принято, на мой взгляд, исторически важное решение. Однако продекларировав данное решение на федеральном уровне и отдав все на откуп региональным властям, Правительство не учло бюджетные возможности субъектов. Решению проблемы также совершенно не способствовала сложившаяся в начале года ситуация, связанная с неразберихой в организационных моментах на областном уровне. Мы должны принять все меры по поддержке социально незащищенных слоев населения, должны очень четко ощущать, что происходит в обществе, ликвидировать негативные последствия реформ. Конечно, объемы работы по монетизации льгот очень велики, областные регламентирующие законы приняты только во второй половине декабря 2004 года, а ведь еще было необходимо время на разработку подзаконных актов, заключение договоров с организациями которые будут осуществлять выплаты, проведение работы со 170 тысячами льготников. Принятый 122 Федеральный Закон затронул все категории льготников, на областном уровне разработаны законодательные акты касающиеся самых массовых групп. Но остались не решенными вопросы с такими категориями как почетные доноры, многодетные семьи, а ведь эти категории составляют порядка 10 тысяч человек. И городскому бюджету приходится 'затыкать дыры', чтобы не допустить социальной напряженности в городе. Еще раз хочу сказать, в центре реформ всегда находится человек и наша задача обеспечить чуткое и внимательное отношение к нему. В преддверии празднования 60-летия Победы нами принято решение о сохранении бесплатного проезда в общественном транспорте для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, кроме того, эти категории граждан будут обеспечены телефонной связью, средства на эти цели уже выделены, планируется закупить 569 телефонов сотовой связи. о здравоохранении Доступность медицинской помощи каждому саратовцу, как и обеспечение лекарствами льготных категорий граждан и людей с тяжелыми заболеваниями, должна остаться, вне зависимости от его социального положения и уровня доходов. Мы не должны допустить замены гарантированных услуг платными, или снижения качества оказываемой медицинской помощи. Приоритетами нашей политики в области здравоохранения есть, и будут являться профилактика заболеваний, оказание первичной медицинской помощи, усиление роли амбулаторно-поликлинического звена, развитие системы медицинского страхования населения, в том числе и добровольного. Последнее направление должно решить главную проблему здравоохранения - проблему денег. Главный принцип в этой системе - ввести элемент материальной заинтересованности лечебного учреждения и конкретного врача. Врач всегда должен знать, что только вылечив пациента, он получит за это соответствующее вознаграждение. А если не будет лечить или будет лечить плохо, то пациенты уйдут к другому врачу. о ЖКХ Проблема жилищно-коммунального хозяйства общепризнанна и здесь не все зависит от городских властей. Во всей стране к настоящему моменту процессы старения жилого фонда и коммуникаций зашли так далеко, что для их восстановления нужны колоссальные инвестиции, в целом по России только на проведение первого этапа мероприятий необходимо порядка 500 млрд.рублей понятно, что таких возможностей ни бюджет Саратова, ни любой другой город не имеет. Несмотря на недостаток финансовых средств, проделана большая работа по подготовке к отопительному сезону. Ни в прошлый, ни в этот период не было особых перебоев с подачей тепла. Мы, невзирая на скудный бюджет, ремонтировали сети, вводили новые теплотрассы, провели работы по подготовке к приему тепла жилищным фондом авиационного завода, дома которого приняты в муниципальную собственность только в конце 2004 года, в целом же общий объем выполненных работ в 2004г. в 2,5 раза превысил показатели предыдущего года. В сентябре в достаточно сжатые сроки введена новая котельная на улице Барнаульской, из городского бюджета на ее строительство выделено 27 млн.руб.; установлена модульная котельная в Озерном тупике, итогом работы стало обеспечение теплом 37 жилых домов и ряда объектов соцсферы; передано на автономное отопление 2 жилых дома в Волжском районе. o долгах саратовцев за ЖКУ Остается проблемой задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги составляющая порядка 246 млн.рублей. Меры, принимаемые всеми службами города, позволили добиться ее сокращения, но по настоящему действенных результатов не дали. А ведь уже в этом году федерацией установлен 100% уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг и законных источников 'кредитования долгов' у мэрии нет. С вступлением в силу с марта текущего года Жилищного Кодекса работа со злостными неплательщиками будет усилена. Для той части населения, которая может, но не хочет своевременно оплачивать коммунальные услуги, установлены жесткие меры и необходимо уже сейчас вести разъяснительную работу, чтобы не допустить возникновения подобных ситуаций. Одновременно необходимо обеспечить защиту той категории людей, по которой переход на полную оплату жилищно-коммунальных услуг ударит больнее. Службы города будут производить начисление субсидий пенсионерам, проживающим отдельно от трудоспособных родственников, в соответствии с законом о соцподдержке, принятым депутатами областной Думы, при расчете оплаты жилья и коммунальных услуг будет применяться коэффициент, уменьшающий максимально допустимую долю расходов семьи на квартплату, при начислении субсидий на всю площадь квартиры. o долгах федерации перед муниципалитетом Остался нерешенным вопрос с погашением городу кредиторской задолженности, связанной с выполнением Федерального Закона 'О ветеранах'. Разделение полномочий по его реализации между федерацией и регионом ставит под вопрос возврат 260 млн.руб., из которых 160 млн.рублей средства за предоставленные льготы по квартплате и капитальному ремонту, финансирование которых жизненно необходимо городу. o ТСЖ Одним из вариантов выхода ЖКХ из тупика, на сегодняшний день является организация населения в товарищества собственников жилья, тем более, что уже сейчас 54% муниципального жилья приватизировано, а в связи с ограничением сроков бесплатной приватизации, эта доля будет еще увеличена. ТСЖ по определению эффективнее МУ ДЕЗов. И переход на новую форму управления жилищным фондом - это благо для города. Шумихе прошлого года вокруг ликвидации ТСЖ в Ленинском районе положен конец решением коллегии областного суда. 'Истины рождаются в спорах и умирают в склоках'. На текущий момент в Саратове создано 104 ТСЖ, в соответствии с Жилищным Кодексом до первого января 2007 года в данную форму управления подлежат преобразованию все имеющиеся в городе жилищно-строительные кооперативы, число которых составляет 443 дома. Это, безусловно, необходимо делать. o дорогах В 2004г. жители города впервые реально увидели, что проводились ремонтные работы на дорогах города, и проводился этот ремонт городскими дорожниками. Это результат того, что функции заказчика по содержанию и ремонту дорог были переданы муниципалитету. Что позволило привести в порядок более 600 тысяч квадратных метров, а это уже ощутимый результат; данный показатель в три раза превышает уровень 2003 года. Но хотя работы были выполнены полностью, областной дорожный фонд задолжал подрядчикам более 150 млн. руб. и 10 млн. руб. правительство области. В текущем году, как только погода позволит, работы будут продолжены не только на магистральных улицах, но и на межквартальных дорогах. 'Решение проблемы меняет саму проблему'. В 2004 году намечена большая работа по паспортизации городских дорог, что позволит обосновать первоочередность ремонтных работ и правильно распределить финансирование. o переселении из ветхого и аварийного жилья Действующая в настоящее время муниципальная целевая программа по переселению их аварийного жилья требует переработки с учетом удорожания стоимости строительства, а также в связи с ограниченностью средств выделяемых на софинансирование программы - областью и федерацией, так как за время ее реализации было выделено только 64 млн.руб. Если изначально на ее выполнение с 2002 по 2010 год требовалось 5,6 млрд. рублей, то с учетом сегодняшней стоимости 1 кв.м. жилья, потребность в финансировании возросла до 13 млрд. рублей, а это три годовых бюджета города. Кроме того, необходимо учитывать ежегодное ветшание жилищного фонда. Одному городу эту проблему не решить, так как сегодня удельный вес ветхого и аварийного жилья в Саратове один из самых высоких в России. o бюджете-2005 'Для желаний нет потолка. Есть потолок для возможностей'. Бюджетная ситуация 2005 года - более напряженная. В существующей ситуации с распределением налоговых поступлений на уровне федерация-регион-город, бюджетная сфера Саратова не располагает существенной налоговой базой. В тоже время бюджет города должен обеспечить удовлетворение социальных потребностей областного центра с почти 900-тысячным населением, поддержание и развитие инфраструктуры одного из крупнейших российских городов. Распределение доходов должно основываться на принципах равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с областным бюджетом, выравнивания уровней бюджетной обеспеченности муниципальных образований области, усиления заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении экономического и налогового потенциала муниципальных образований и области в целом. В нарушение действующего законодательства, при распределении доходов областного бюджета на 2005 год городу Саратову по основным бюджетообразующим налогам доведены нормативы отчислений ниже минимальных размеров, установленных федерацией. Только за счет этих налогов город не получил на 2005 год - 1,3 миллиарда рублей. Обращаю внимание, что из всех налоговых поступлений по городу только 16% остается в городском бюджете. А в 2004г. было 22%. 2005 год - год трудный, переходный; связанный с реализацией положений Жилищного, Градостроительного Кодексов, вступлением в силу Федерального Закона 'Об общих принципах организации местного самоуправления', разграничением полномочий в соответствии с 122 Законом. Год принятия нового Устава города, проведения выборов депутатов городской Думы. Предстоит много работы и необходимо ее не просто выполнять, а выносить на широкое обсуждение, привлекать население к решению вопросов местного значения, совместно отстаивать интересы города, города в котором мы все вместе живем. Принцип гласности это основополагающая задача этого года.

Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации