16 февраля 2005 14:56

Новый Жилищный кодекс - путь выхода ЖКХ из кризиса

В сегодняшнем номере городской газеты "Саратовская панорама" читайте о тонкостях нового Жилищного кодекса и вновь принятых тарифах на ЖКУ. На часто задаваемые вопросы саратовцев ответил председатель комитета по ЖКХ администрации г. Саратова Андрей КУЛИКОВ. - На основании каких нормативных актов Саратовской городской Думой были приняты новые тарифы на ЖКХ? - На основании Постановления правительства РФ ? 392 от 30 июля 2004 года 'О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг'; Постановления правительства РФ ? 441 от 26 августа 2004 года 'О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год', которое установило федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц в среднем по Российской федерации в размере 31, 9 рубля, для Саратовской области - 27, 6 руб. и 100-процентную оплату услуг населением; Постановления правительства Саратовской области от 1 декабря 2004 года ? 264-П 'О региональном стандарте оплаты жилья и коммунальных услуг на 2005 год', в соответствии с которым региональный стандарт для г. Саратова утвержден в размере 31,57 руб. Эти цифры установлены для межбюджетных отношений. - Каков перечень услуг, включаемых в тариф за содержание жилья? - Содержание общего имущества жилого дома, в том числе подвала, чердака, подъезда и крыши, техническое обслуживание общих коммуникаций - внутридомовых электрических, водопроводных, тепловых, газовых, канализационных сетей и сетей горячего водоснабжения, технических устройств, в том числе лифтов и приборов учета, вывоз бытовых отходов, содержание телевизионных антенн и придомовой территории. - Какие услуги входят в тариф на ремонт жилья? - Текущий ремонт общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, объектов придомовой территории. - Могут ли варьироваться принятые депутатами Гордумы тарифы на услуги по содержанию и ремонту жилья для населения? - Стоимость услуги по содержанию жилья зависит от уровня благоустройства дома (всего 12 уровней) и варьируется в диапазоне от 3,96 до 7,58 руб. за квадратный метр. Стоимость услуги на ремонт жилья также колеблется от 1,04 до 1,76 руб. за квадратный метр. (Впервые в тарифы на жилье вошли эксплуатация лифта и вывоз твердых бытовых отходов, которые раньше в платежке значились отдельной строкой). Установленные тарифы - не прихоть муниципалитета или некий налог, который органы местного самоуправления ввели для того, чтобы пополнять местный бюджет. Это экономически обоснованные величины, которые необходимы для нормального содержания жилья. Средства идут непосредственно на эксплуатацию дома. Принятые Гордумой расценки - средние тарифы, не учитывающие индивидуальные технические особенности каждого дома. Они также могут изменяться в сторону уменьшения или увеличения после вступления в силу Жилищного кодекса. Собрание собственников многоквартирного дома имеет право устанавливать собственные расценки на содержание и ремонт жилья или воспользоваться утвержденными Гордумой тарифами. Если раньше собранные на эти цели средства 'распылялись' между десятками, а то и сотнями многоквартирных домов, то в соответствии с новым жилищным законодательством, они будут аккумулироваться непосредственно по каждому многоквартирному дому с последующим информированием жителей о порядке расходования денег. - Как администрация города отреагировала на заявление Федерации профсоюзных организаций Саратовской области, потребовавшей пересмотра и снижения тарифов на тепло и горячее водоснабжение? - С профсоюзами была организована встреча, на которой обсуждалась эта проблема. Выяснилось, что заявление было написано на основе предварительной информации. Утвержденные депутатами Гордумы тарифы на тепло и горячее водоснабжение отличаются от проектных в меньшую сторону. Главной же причиной повышения стоимости услуг стало увеличение цен поставщиков. В этой ситуации выстраивать прямолинейную схему: житель (потребитель услуг) - муниципалитет некорректно. Муниципалитет выступает здесь лишь в роли передаточного звена. Хотя органы местного самоуправления пытаются использовать все возможные способы повлиять на снижение тарифов. К таковым, например, относится передача "Саратовэнерго" внутриквартальных трубопроводов системы теплоснабжения в бессрочное безвозмездное пользование. Эта мера избавляет монополиста от необходимости включать плату за аренду в стоимость услуг для населения. - В чем существенные отличия нового Жилищного кодекса РФ? - В соответствии с новым Жилищным кодексом РФ, вступающим в силу 1 марта, бремя содержания помещения в многоквартирном доме (квартиры) и общего имущества собственников помещений этого дома теперь полностью несет собственник, будь то муниципалитет или владелец приватизированной квартиры. В соответствии с новым законодательством, жильцы каждого многоквартирного дома в течение 2005 года должны провести общее собрание собственников и выбрать на нем один из способов управления их домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление ТСЖ, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. - Что будет, если собственники помещений в многоквартирном доме в течение года не смогут определиться со способом управления домом? - В этом случае муниципалитет в порядке, установленном правительством РФ, самостоятельно проведет открытый конкурс по отбору управляющей компании. - Кому собственники жилья смогут предъявить претензии в случае предоставления им некачественных жилищно-коммунальных услуг? - Управляющая компания многоквартирного дома заключает с подрядчиками договор на оказание жилищных услуг - ремонт кровли, остекление окон, уборку в подъездах и т.д. Если их работа по каким-то причинам не устраивает жильцов, управляющая компания может отказаться от оплаты услуг или потребовать денежную компенсацию. - Новый Жилищный кодекс - отнюдь не подарок для муниципалитета, поскольку многие вопросы придется решать непосредственно органам местного самоуправления. - Действительно, большая доля работы по организации общих собраний собственников многоквартирных домов достанется муниципалитетам, поскольку самоорганизация граждан, к сожалению, в настоящее время находится на низком уровне. В Волжском районе, например, на базе администрации специально открыли курсы по обучению управляющих, председателей и бухгалтеров ТСЖ. Ведь, даже если какой-то многоквартирный дом решит нанять управляющую компанию, то сразу же столкнется с проблемой: где ее взять? И я считаю, что жители будут абсолютно правы в своем требовании к муниципалитетам: обеспечить их профессиональной управляющей компанией. На органы местного самоуправления ляжет задача проведения конкурса по отбору управляющих организаций, который поможет 'отсеять' недобросовестные компании. Наша цель - создать такую структуру, которая бы гарантировала, что на рынок жилья придут нормальные управленцы. Кроме того, за муниципалитетом по-прежнему остаются такие глобальные задачи, как подготовка к зиме внутриквартальных сетей, общее содержание жилищного хозяйства, благоустройство и пр. Таким образом, 1 марта с вступлением в силу нового Жилищного кодекса РФ конец света, как предвещают некоторые борцы за социальную справедливость, не наступит. Пока собственники не определятся со способами управления многоквартирными домами, договоры с ДЕЗами никто аннулировать не собирается, а МУП 'ЕРКЦ г. Саратова' по-прежнему будет рассылать населению платежки. На 'утряску' всех юридических вопросов и адаптацию в условиях новой государственной жилищной политики саратовцам дается 10 месяцев. Однако и затягивать с организацией собраний жильцов не стоит. Новый Жилищный кодекс обозначил пути выхода из кризиса ЖКХ. Пришло время воспользоваться ими в полной мере. Влада СВЕТЛОВА
Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации