01 марта 2005 12:09

Алексей Кулапин: 'Собирать платежи за жилищно-коммунальные услуги - непростое дело'

Корреспондент газеты "Саратов" Ирина Лихоман встретилась с директором МУП "ЕРКЦ г. Саратова", депутатом Саратовской городской Думы Алексеем Кулапиным. Муниципальное унитарное предприятие 'Единый расчётно-кассовый центр города Саратова' ведет свою деятельность уже третий год. Главной целью предприятия является создание прозрачной системы прохождения платежей населения до поставщиков конкретных жилищно-коммунальных и других видов услуг. При этом спектр 'Единого расчетно-кассового центра' достаточно широк и разнообразен: от вопросов оплаты льгот, субсидий, расчетов и начислений до вопросов о качестве услуг и возможностей перерасчета. - Алексей Иванович, МУП 'Расчетно-кассовый центр города Саратова' был создан решением Саратовской городской Думы 9 августа 2001 года. Чего удалось достичь предприятию за это время? - Свою деятельность по обслуживанию жителей города Саратова мы начали 1 июля 2002 года. За прошедшее время нашим предприятием проделан колоссальный объем работы, причем, по целому ряду направлений. Начнем с того, что когда меня назначили директором МУП 'ЕРКЦ', в штате предприятия я был один, а сегодня у нас работают уже 199 человек. При этом не могу не отметить, что Центр славен не столько количеством персонала, сколько качеством своей деятельности. Прежде чем сформировался такой большой коллектив сотрудников, пришлось провести колоссальную работу по подбору, обучению, подготовке и переподготовке кадров. На сегодняшний день все наши операторы, которые работают с населением, имеют сертификат, подтверждающий, что они прошли соответствующее обучение. Чем была вызвана столь широкомасштабная подготовка? Дело в том, что на базе нашего предприятия принят, внедрен и теперь успешно эксплуатируется программно-технологический комплекс. Он представляет собой заказную разработку специализированных программ для расчетов, начислений, приема и учета платежей за жилищно-коммунальные услуги. На прошлой неделе я принимал участие в работе ежегодной конференции, которую проводила российская ассоциация Расчетно-кассовых центров. На конференции присутствовали порядка ста пятидесяти руководителей, представлявшие пятьдесят регионов России, поэтому у меня была возможность ознакомиться с теми программными комплексами, которые используются в работе расчетно-кассовых центров других регионов. Могу сказать, что саратовская программа имеет особенности, которых нет ни у кого, и этим она уникальна. Кроме того, в прошлом году мы проводили в Саратове Всероссийский семинар, который был посвящен работе расчетно-кассового центра: в нем приняли участие представители 19-ти регионов. Я считаю, что это тоже положительный показатель, когда специалисты из других городов приезжают к нам, в Саратов, обменяться опытом. Это своеобразная оценка нашей работы, которая была проведена с 2002 года. Что касается самой программы, то она была разработана специально для нас компанией 'Заказные Информсистемы' из Москвы. Но приписывать заслугу создания этого комплекса только его разработчикам было бы не совсем честно. Дело в том, что методики, заложенные в основу программы, являются наработкой уже наших специалистов. То есть, это наши идеи, мысли, наш опыт, который был реализован в виде такого вот программно - технологического комплекса. Что уникального в нашей системе? В ней реализована оригинальная дисциплина учета платежей населения. Ведь обычно бывает как? Человеку доставляют на дом квитанцию, где указана сумма к оплате. По разным причинам он может заплатить сумму меньше указанной, например, в том случае, если просто не оказалось необходимой суммы денег. Или наоборот, он уезжает на три месяца в отпуск, в командировку, и готов оплатить всё заранее. В нашей системе подобные варианты вполне приемлемы, так как используется оригинальная дисциплина учета именно таких платежей. Второе новшество заключается в том, что в системе реализован подневной учет движения населения, то есть, одним из оснований для начисления платежей за ЖКУ, является количество проживающих в квартире. Ранее в системе, которая эксплуатировалась в Саратове, происходило всё следующим образом: если человек выписывался из квартиры 12-го числа, начисления производились ему за весь месяц. Если же гражданин прописывался с 12-го числа, то в этом случае начисления шли только со следующего месяца. Половина месяца, во время которой человек не жил в квартире и, что естественно, не пользовался жилищно-коммунальными услугами, засчитывалась, а в итоге получалось, что он должен платить за неполученные им услуги. Сейчас у нас реализован подневной учет, при которой начисления идут исходя из точного количества дней проживания в квартире. - Интересно, а такой прием дает какие-то преимущества? - Подобная схема позволила за три года работы ЕРКЦ сэкономить для городского бюджета достаточно серьезные суммы. И можно с полной уверенностью сказать, что те средства, которые затратил бюджет Саратова на создание технической базы Центра, окупились благодаря именно данной схеме. Кроме того, за эти неполные три года нашей работы сформирована уникальная в масштабах Саратова база данных о жителях города, о жилищном фонде города. Она содержит информацию о 300 тысячах лицевых счетов саратовцев, с указанием количества проживающих, паспортными данными, степенью родства и т. д. Эта база данных является основой, фундаментом для создания муниципальной информационной системы, для создания городского информационного ресурса, и она так же сформирована силами сотрудников нашего предприятия. Возвращаясь к теме обучения персонала, добавлю, что все сотрудники, которые работают с системой, прошли соответствующее обучение и имеют сертификаты. Однако помимо этого, мы уделяем внимание еще и навыкам работы с населением. Ведь это непростое дело. Люди приходят разные: один относится с пониманием, другой приходит с недоброжелательным настроем. А оператору необходимо найти контакт с любым плательщиком, и, кроме того, доходчиво объяснить, какие цифры в счете и откуда они появились. - Сколько пунктов приема платежей действуют сегодня в Саратове? - На сегодняшний день у нас открыто 38 абонентских пунктов ЕРКЦ в четырех районах города. Кроме того, прием платежей от населения осуществляют 'Сбербанк' и десять коммерческих банков Саратова, а также все отделения федеральной почтовой связи. В общей сложности, в областном центре работают 180 пунктов, где можно заплатить за жилищно-коммунальные услуги по единому платежному документу, выпускаемому МУП 'ЕРКЦ'. Также можно оплатить за ЖКУ и с помощью банкомата: подобную услугу предоставляют 'Газпромбанк' и 'Поволжский немецкий банк'. - Помимо традиционной оплаты за жилищно-коммунальные услуги вы предоставляете возможность оплатить ЖКУ путем отчисления с заработной платы или с помощью мобильного телефона. Пользуются ли эти альтернативные методы популярностью среди саратовцев? - Да, действительно, существуют информационные технологии, которые предоставляют возможность клиенту с помощью своего мобильного телефона управлять собственным счетом. Ряд банков в Саратове такую услугу представляет, к примеру, 'Поволжский немецкий банк'. У нас с ними заключен соответствующий договор. Правда, на сегодняшний день эта услуга в Саратове не очень сильно развита и востребована. Почему? Потенциально возможность оплаты ЖКУ с помощью мобильного телефона есть, вот только, к сожалению, не все операторы мобильной связи могут предоставлять такую услугу своему абоненту. Кроме того, сейчас мы технически готовимся к тому, чтобы предоставить саратовцам возможность платить за коммунальные услуги через Интернет. Помимо этого, в стадии разработки находится проект применения карт экспресс - оплаты для оплаты жилищно-коммунальных услуг: мы предполагаем, что такая услуга будет востребована у определенной, состоятельной части населения Саратова, среди которой так же имеются должники за жилищно-коммунальные услуги. - Еще одно новшество, которое собирается ввести МУП 'ЕРКЦ', это оформление субсидий без бумажной волокиты. Расскажите об этом поподробнее. - Сегодня субсидии гражданам предоставляются в натуральной форме, то есть плательщику выдаются не деньги, а скидка на оплату жилищно-коммунальных услуг. Мы готовимся перейти к физической выплате субсидий гражданам, то есть, чтобы они получали ее со счета в реальных деньгах. Сейчас у нас идет подготовка к тому, чтобы к нашей базе данных подключились органы социальной защиты и паспортные столы. Ведь только в случае единого информационного пространства между организациями, ведающими оформлением субсидий, можно упростить для саратовцев процедуру их оформления и выдачи. Тогда гражданину больше не придется приносить огромное количество бумаг и выстаивать в очереди. Достаточно будет лишь принести справку о доходах, а вся остальная информация будет находиться в единой базе данных, и ее не придется подтверждать. Сейчас работа в этом направлении очень активно ведется, и с 1 мая начнется поэтапный переход выплаты субсидий на персонифицированные счета граждан. газета "Саратов" 1 марта 2005 года
Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации