10 мая 2007 11:48

ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД-САД (интервью главного архитектора Саратова Владимира Вирича)

Чтобы превратить Саратов в удобный современный мегаполис, нужны деньги и добрая воля частных лиц В конце апреля на заседании постоянной комиссии по градостроительству и ЖКХ городской думы получил предварительное одобрение проект генерального плана Саратова. Однако, по словам председателя комитета по архитектуре и градостроительству администрации Саратова Владимира Вирича, самим фактом появления документа проблемы не решатся. Для того чтобы написанное в нем стало явью, нужны немалые средства, готовность отцов города трудиться не покладая рук и, самое главное, встречное желание горожан и бизнеса подвинуться в частных интересах ради общего дела. ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ Ничего революционного в генеральном плане, по мнению В. Вирича, нет. Это, скорее, свод нереализованных на протяжении столетий идей, доставшихся от предшественников. Тем не менее, претворять их в жизнь необходимо. Возьмем дороги. По сути, развитие транспортной инфраструктуры города остановилось на рубеже 70 – 80-х годов прошлого века. С тех пор население областного центра значительно увеличилось, обзавелось личным автотранспортом, а дорожная сеть осталась неизменной. Но даже ее было бы достаточно, если бы не одно «но»: дороги есть, но по ним никто не ездит. Отчасти из-за их безобразного состояния, отчасти из-за привычки водителей передвигаться по проторенным, хорошо изученным путям. Осложняет дело и исторически сложившаяся в Саратове схема, которая на языке профессионалов называется системой инженера Мальхера – у нас очень много улиц с односторонним движением. С одной стороны, они позволяют увеличить пропускную способность и скоростной режим. С другой, возникает проблема перепробега: чтобы куда-то попасть, нужно объехать несколько кварталов. По словам В. Вирича, необходимо срочно отремонтировать небольшие улицы, такие как Зарубина, Гоголя, Шевченко, Ульяновскую, Лунную и прочие, – это позволит существенно разгрузить большие магистрали. ДОРОГИ ЖИЗНИ Конечно, нам еще далеко до столичных пробок, но ежедневная потеря трех часов на проспекте 50 лет Октября кого угодно сделает мизантропом. В. Вирич уверен, что пробки исчезнут, если город наконец решится на расширение двух центральных магистралей – Большой Горной и Соколовой. Более ста лет в генеральных планах говорится о необходимости их реконструкции. Помнится, были мечты сделать из Горной проспект Победы, но ни один градоначальник так и не рискнул взяться за реализацию проекта. Конечно, все упиралось в деньги. Ведь мало найти средства на строительство трассы – нужно расселить людей, которые обитают в домах, предназначенных под снос. До недавнего времени инвесторов не находилось. И только сейчас появился бизнесмен, готовый взяться за эти авгиевы конюшни. Как рассказал В. Вирич, пространство между названными улицами превратится в альтернативный историческому современный центр города. ПОСЛЕДНИЙ ТРАМВАЙ Согласно генеральному плану из центра города исчезнут трамваи. Рельсовый транспорт превратится в периферийный и будет подвозить жителей из спальных районов к центру. Основные пересадочные узлы – Детский парк, железнодорожный вокзал и Сенной рынок. Убрав с центральных улиц трамваи, отремонтировав дороги и выстроив путепровод через Алексеевский овраг, город решит транспортную проблему, а заодно и экологическую ситуацию поправит. Поскольку, когда машины не стоят в пробках, а двигаются с нормальной скоростью, автомобильные выбросы значительно сокращаются. К слову, все эти пункты включены в программу развития транспортной сети, которая вскоре будет принята городской думой, и средства на ее реализацию в местном бюджете предусмотрены. На этом можно было бы закрывать тему и начинать предаваться мечтам о том, как будет здорово добираться до работы за 20 минут. Но Владимир Григорьевич решил добавить в бочку меда ложку дегтя. По его мнению, даже при наличии инвестора и денег в реализации проектов город будет постоянно сталкиваться с препятствиями в виде интересов частных лиц. При расселении обязательно найдется семейка, которая не захочет уезжать с насиженного места и будет выставлять застройщику непомерные требования. При расширении магистралей придется снести немалое количество различных частных магазинов, ларьков, стоянок, заправок. И ясное дело, владельцы будут не в восторге. А поскольку современное законодательство заточено исключительно на защиту интересов частной собственности, судебная перспектива таких дел для города весьма печальна. Вот, к примеру, АЗС «Лукойл» на 1-ой Дачной, которая стала одной из причин образования пробки на проспекте 50 лет Октября. По словам Вирича, заправка появилась там в нарушение всех норм. Тем не менее, неоднократные попытки выселить ее с места, на котором должна быть важнейшая транспортная развязка, потерпели неудачу: – Все суды проиграны, потому что частные интересы выше общественных. И нам приходится ждать: либо у владельца проснется совесть, либо закончится срок аренды этого участка. Первого ждать не приходится, второе произойдет через 15 лет. (Ольга Протасова, газета «Зеркало», 9 мая 2007 г.)
Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации