18 мая 2007 10:08

Огни большого города (интервью)

Саратовская гордума приняла целевую программу по восстановлению «золотых огней» магистральных улиц областного центра. Стремление новой муниципальной власти навести порядок в Саратове налицо. Видны первые результаты: город стал заметно чище, количество коммунальных проблем уменьшилось на порядок. Однако избавление от мусора и высадка газонов - всего лишь часть большого числа мероприятий по благоустройству Саратова. О том, какие еще изменения ждут внешний облик нашего города, корреспондент «НВ» побеседовал с заместителем главы администрации Саратова по индустриальному комплексу Сергеем Тульским. - Сергей Николаевич, неделю назад гордума приняла муниципальную программу по восстановлению «золотых огней». Что даст Саратову ее реализация и почему вообще созрела необходимость в таком документе? - Основной целью этой Программы является обеспечение надежной и бесперебойной работы наружного освещения улиц города. Реализация документа рассчитана с 2007 по 2009 годы. Вообще система уличного освещения выполняет сразу несколько важнейших функций: играет первостепенную роль и в восприятии эстетического облика города, и в создании комфортных условий проживания жителей, и в обеспечении безопасных условий движения автотранспорта и пешеходов в темное время суток. В материалах международных комиссий и конференций по освещению приводится взаимосвязь качественного уличного освещения с решением многих социальных проблем: уменьшением ДТП, преступности, улучшением психического состояния людей. Между тем, именно в Саратове дела со светом обстоят, мягко говоря, плачевно. Даже не скажу, сколько лет назад эта система последний раз ремонтировалась. Лет 20 точно. За это время установки наружного освещения поизносились почти на 90%. По последним данным, процент горения светильников действующих установок составил на магистральных улицах и улицах с транзитным движением 84%, а на второстепенных улицах - и вовсе 51%. - Одним словом, программа направлена на увеличение числа уличных источников света и улучшение качества уличного освещения? - Не только. Важным вопросом в связи с предполагаемым ростом количества светильников на улицах города, является и экономия электроэнергии. Нам необходимо решить задачу увеличения осветительного парка города при минимальном росте энергопотребления. - Как же сделать уличное освещение боле экономичным? - По материалам IX Международной светотехнической конференции, проходившей недавно в Вологде, стало известно, что во всем мире, в том числе и в России, идет снижение выпуска ламп ДЛР, где в горелке образуется световое излучение в результате электрического разряда в парах ртути. Страны Европы уже с 2000 года закрыли производство ртутьсодержащих ламп на своей территории. В связи с этим происходит переход на замену старых светильников на новые, где световое излучение образуется в парах натрия, экологически чистого элемента. Кроме того, натриевые лампы более экономичны. И замену этих ламп необходимо начать заблаговременно, во избежание такой ситуации, когда город будет вынужден в кратчайшие сроки менять порядка 5-8 тыс. светильников в год по причине отсутствия на рынке ртутных ламп. Еще один способ сбережения электроэнергии, который мы также намерены использовать, - это переход на двухрежимную работу сети наружного освещения. Сейчас наши уличные светильники работают в одном режиме - всегда светят ярко (или по причине поломки не светят). Переход же в новый режим позволит регулировать яркость: в зависимости от времени суток, будет либо яркое освещение, либо освещение с половинной мощностью. Экономия электроэнергии может быть также достигнута путем рационального управления продолжительностью горения светильников и выбором моментов их включения и отключения. Необходимо также корректировать график режимов работы светильников, добиваясь минимального времени их горения без ухудшения освещенности улиц, в соответствии с сезонными циклами изменения длительности дня и ночи. Ноу-хау в программе никаких нет. И двухрежимный график работы, и закрытый кабель (предполагается заменить открытый, чтобы предотвратить несанкционированные врезки и подключение за чужой счет), и натриевые лампы - все это уже вовсю используется в других городах России, не говоря уже о Европе. Просто мы так вот сильно от всех отстали. - Почему же сейчас нельзя перейти на двухрежимную работу? - Потому что в настоящее время сети наружного освежения не соответствуют ГОСТ Р50598-93 «Безопасность дорожного движения», «Указаниям по эксплуатации установок наружного освещения городов» от 1998 года № 130 и СНИП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение». - Каких результатов саратовцам ждать от программы? - Потребление электроэнергии сократится на 957,4 тыс. кВт, увеличится процент горения светильников на магистральных улицах с 84% до 98%. Замена действующей сети, выработавшей срок эксплуатации, приведет к экономии эксплутационного обслуживания 1 км сети на сумму 3 тыс. рублей в месяц. С переходом на двухрежимный график работы количество часов горения светильников увеличится на 1078, 85 часов. Общий предполагаемый экономический эффект в результате реализации программы составит 7019,4 тыс. рублей, в том числе экономический эффект за счет экономии электроэнергии при внедрении натриевых ламп высокого давления - 2014,2 тыс. рублей, за счет перехода на двухрежимный график - 5005,2 тыс. рублей. - Во сколько же обойдется городу эта программа? - Сразу скажу, что у программы три источника финансирования - областной бюджет, городской и собственные средства исполнителей. Финансирование из облбюджета подтверждено законом Саратовской области от 6 марта 2007 года «Об областной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в Саратовской области на 2007-2009 годы». Общая сумма затрат на период трех лет составит 60,59 млн. рублей, в том числе: из областного бюджета 28,68 млн., из городского 30,3 млн., средства исполнителей программы - 1,6 млн. Программа позволит экономить расходы на содержание сети, эти деньги мы и будем направлять на дальнейшее развитие. - Когда начнется реализация программы? - Уже в июне. В этом году мы планируем израсходовать на программу 11,26 млн. рублей (по 5, 58 млн. из городского и областного бюджета), в следующем году уже 21,11 млн. (10 и 10,61 млн. соответственно), в 2009 году - 28, 22 млн. Сразу хочу отметить, что принятая на прошлой неделе программа - это только начало глобальной замены сети освещения в городе. Если вы заметили, она рассчитана на магистральные улицы. Но параллельно с этим мы будем заниматься и освещением дворов, и подсветкой исторических зданий и архитектурных памятников. Все это будет делаться уже в рамках благоустройства города. В этом вопросе мы заручились поддержкой губернатора Павла Ипатова, который обещал сделать дополнительные вложения. Вопросом освещения мы планируем заниматься очень интенсивно, так как такой мегаполис, как Саратов не может существовать без светлых дворов и улиц. Саратов должен быть красивым европейским городом. - Как вы думаете, когда это случится? - Я думаю, мы придем к этому в 2009 году. Зачем откладывать? - Освещение - важнейший фактор, влияющий на благоустройство города. Но не менее важна и транспортная политика. Пассажирский транспорт сегодня претерпевает страшный кризис. Эта проблема будет решаться? - Она уже давно решается... Вообще, тема пассажирского транспорта, действительно, очень сложна. Долгое время она была закрытой, кулуарной темой, доступ к которой имели только бывший мэр Саратова и приближенные к нему люди. Все это привело к тому, что муниципальный транспорт был полностью разрушен. На сегодняшний день, кроме городского электрического транспорта (трамваев и троллейбусов), у города ничего нет - ни ГАЗелей, ни автобусов. Плохо это или хорошо, оценивать не нам, а пассажирам. Но однозначно плохо то, что утеряна огромная база. Ведь были и автобусные парки! Если бы на их базе развивался муниципальный транспорт, ситуация была бы получше. - Какие именно проблемы в транспортной сети Саратов собирается решать в первую очередь? - «Запараллеленность» маршрутов. Газели дублируют трамваи и троллейбусы, друг друга. При том, что объем пассажиропотока не меняется вот уже на протяжении нескольких лет. Сейчас мы вынуждены регулировать то, что получили в наследство. Транспорт развивался пять-шесть лет стихийно. И нельзя сейчас взять и одним движением руки все поставить на свои места. Кроме того, так как тема эта тонкая, силовыми методами регулировать этот вопрос нельзя. Нельзя просто запретить маршрутные такси. Люди должны ездить нормально. Что такое нормально? Это когда человек пришел на остановку, рассчитав время своего пути от пункта «А» до пункта «Б», сел в транспорт и уложился в предполагаемый им срок. Пассажиров не должны касаться разборки между самими перевозчиками и между перевозчиками и муниципалитетом. - Как вы собираетесь бороться с маршрутными такси-дублерами? - Еще раз говорю - не бороться, а регулировать транспортный рынок тихонечко, камертоном. В нашем городе ездят 1025 газелей и 600 автобусов. Уже сегодня 130 ГАЗельных графика было отдано муниципальному предприятию «Горэлектротранс». Теперь оно контролирует очередность поездок троллейбусов и маршрутных такси. Вообще, горэлектротранспорт развивается сегодня во всем мире. Сначала он был уничтожен (и, слава Богу, что мы отстали от Европы и не успели уничтожить троллейбусы и трамваи), а теперь снова реанимируется. Ведь это, прежде всего, экология. Вы знаете, что до 90% загрязнения воздуха идет от автотранспорта, а не от заводов и промышленных производств? Сегодня в Гордуме рассматривается программа пассажирского транспорта. Один из ее разделов как раз развитие горэлектротранспорта. Например, один из пунктов этой программы - маршрут трамвая №3. Не все знают, что когда-то он проектировался как скоростной трамвай. Посмотрите, он не стоит в пробках, у него отдельные пути, ни с кем не пересекающиеся. В самом начале существования этого маршрута от 3-й Дачной до Мирного переулка можно было доехать всего за 22,5 минут. Оборачиваемость была 45 минут. Сейчас 1,5 часа (по 45 минут туда и обратно). Для того чтобы реанимировать этот маршрут, не надо покупать какие-нибудь сверхскоростные вагоны. Достаточно будет поменять полотно. На это необходимо порядка 600 миллионов рублей. - Какие еще мероприятия намечены программой? - В программу входит развитие мостовых переходов, расширение улиц, постепенная ликвидация ГАЗелей и запуск вместо них автобусов. К примеру, доехали до 3-й Дачной на трамвае (автобусе, троллейбусе), а оттуда уже на Газелях в любую точку. - Откуда же город возьмет столько автобусов? - У города нет своих автобусов. И поэтому сейчас мы понуждаем перевозчиков постепенно заменять свой подвижной состав. Уже сейчас на маршрутах проявились мини автобусы – «Форд»: они небольшие, похожи на ГАЗели, но там больше посадочных мест и можно ехать стоя. Мы заключили с перевозчиками такой негласный договор: чтобы остаться работать в городе, им необходимо себя проявить. Только так мы сможем навести порядок с транспортом. - Какие именно условия были поставлены перевозчикам? - Например, возраст автобусов не должен превышать 7-10 лет. А сейчас автобусам сплошь и рядом по 20 лет. Транспорт должен быть чистым. Еще одно нововведение – диспетчеризация. На графиках маршрутов должен быть порядок. Автобусы должны двигаться с определенным интервалом, к примеру, каждые три минуты. Если транспорт должен быть на остановке в 8.03 он должен быть там ровно в 8.03. Диспетчеризация должна работать в режиме on-line, чтобы в любой момент можно было посмотреть, где та или иная машина. - Сколько понадобиться времени, чтобы наладить ситуацию на транспортном рынке? - Года три-четыре. Программа рассчитана на 2007-2010 годы. (Маша Рыжих, газета «Новые времена», 18-24 мая 2007 года)
Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации