22 мая 2007 11:47
Организация мелкорозничной торговли в Саратове (интервью)
Ежегодно с началом весенне-летнего периода в Саратове особое внимание уделяется вопросам подготовки объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также организации сезонной торговли. О работе предприятий мелкорозничной сети в 2007 году на территории города и о том, каким образом организована весенне-летняя торговля в Саратове, мы побеседовали с заместителем председателя городского комитета по экономике по вопросам торговли и предпринимательства Галиной Егоровой.
Галина Владимировна, расскажите, пожалуйста, каким образом сегодня организована работа предприятий мелкорозничной торговли в Саратове?
- Вопросы работы предприятий мелкорозничной сети в 2007 году на территории города Саратова и формирование схемы их размещения комитетом по экономике администрации города совместно с администрациями районов начали рассматриваться с сентября 2006 года, а к декабрю 2006 года была сформирована схема размещения объектов по районам города.
Основное внимание уделялось поиску новых подходов и направлений по развертыванию в весенне-летний период мелкорозничной торговой сети по продаже прохладительных напитков (соков, кваса, минеральной воды), мороженого, услуг летних кафе, с учетом возросших требований к культуре торгового обслуживания. Комитетом по экономике администрации города подготовлены проекты постановлений администрации города:
«Об утверждении схемы размещения объектов мелкорозничной сети на территории города в 2007 году», в соответствии с которым установлены адресные места размещения объектов мелкорозничной сети;
«Об организации весенне-летней торговли в 2007 году», в котором определены сроки по разработке комплекса мер по подготовке объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания к работе в весеннее-летний период. Установлены сроки готовности объектов потребительского рынка - 16 апреля 2007 года и сроки работы объектов мелкорозничной сети на территории города с 16 апреля по 31 октября.
Основным назначением размещения объектов мелкорозничной сети является восполнение недостатка в стационарных объектах торговли, общественного питания и бытового обслуживания на той или иной территории. Кроме того, в весенне-летний период для удобства горожан размещается дополнительное количество лотков по продаже мороженого, прохладительных напитков, кваса, разворачиваются летние кафе.
В соответствии с согласованной структурными подразделениями администрации города, Управлением «Роспотребнадзора» по Саратовской области», УВД г. Саратова Схемы размещения объектов мелкорозничной сети с наступлением сезона в городе размещено 790 объектов мелкорозничной торговли, из которых 222 - торговых точек по реализации мороженого, 391 - по реализации кваса, 159 - летних кафе, 13 - сувенирной продукции объектов, 5 - ритуальные принадлежности.
Следует отметить, что по сравнению с 2006 года сократилось количество летних кафе на 20 объектов (или на 11,2%):
В администрациях районов осуществлялся сбор заявок предпринимателей, имеющих намерения и возможность осуществлять торговое обслуживание в весенне-летний период. Рассмотрение заявок в каждом районе осуществляли комиссии по рассмотрению вопросов в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые созданы и функционируют в администрациях районов города с 2004 года.
По каким критериям отбирались заявки, на что упор делался в первую очередь?
- В первую очередь принималась во внимание деловая репутация предприятий, количество нарушений, допущенных в предыдущем сезоне. Особое внимание уделялось также размещению объектов товаропроизводителей г. Саратова и области, а также уменьшению размещения объектов общественного питания в скверах и зеленой зоне города.
В этом году были приняты все меры к тому, чтобы не повторять ошибки прошлых лет, а именно: перегрузку микрорайонов (улиц, площадей) в ущерб архитектурной выразительности города (пл. Чернышевского, пл. Кирова, Набережная Космонавтов и т.д.); более последовательно учитывалась необходимость равномерного размещения объектов торговли по микрорайонам города; необходимо было избежать большого скопления мелкорозничной сети в отдельных местах (район ОАО «Центральный рынок», у Крытого рынка, 1-я, 3-я Дачные, у стационарных магазинов), обратив внимание на размещение мелкорозничной сети в районах отдыха жителей города и отдаленных районах.
Увеличилось ли количество торговых объектов по реализации мороженого и кваса в Саратове?
- Да, в этом году на территории города торговых точек по реализации мороженого и кваса по сравнению с прошлым годом увеличилось на 24% и составило 108 объектов.
Вы сказали о том, что в этом году сократилось количество летних кафе на 20 объектов. С чем это связано?
- Уменьшение в 2007 году отдельных объектов мелкорозничной сети связано с тем, что при рассмотрении дислокаций объектов в районах комитетом по экономике администрации города исключалось размещение объектов потребительского рынка у архитектурных памятников; предприятий общественного питания, у которых отсутствовали собственные производства, а также тех предприятий, которые самовольно расширяли ассортимент реализуемых товаров в 2006 году.
Как вы считаете, насколько сегодня в полном объеме жители Саратова обеспечены предприятиями торговли?
- В соответствии с градостроительными нормами население нашего города в полной мере обеспечено торговыми площадями стационарных магазинов и дополнительное развертывание мелкорозничной сети целесообразно лишь в отдаленных микрорайонах и местах отдыха жителей города. Схемой размещения объектов мелкорозничной сети на территории города в 2007 году предусмотрено размещение киосков и павильонов в количестве 608 объектов.
Размещение объектов мелкорозничной сети будет осуществляться в соответствии с Положением об организации мелкорозничной сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории города, утвержденным постановлением администрации города № 152 А от 30.06.2004 г., в котором определены условия размещения и требования к эксплуатации объектов мелкорозничной торговли.
Не допускается размещение объектов мелкорозничной сети в арках зданий, на газонах, на посадочных площадках городского транспорта, на тротуарах, если затрудняется движение пешеходов и т.д.
Предоставление торговых мест предпринимателям и оформление документов будет осуществляться на конкурсной основе в соответствии с решениями комиссий по рассмотрению вопросов в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Кроме того, как и в предыдущем году, эскизы оформления объектов торговли и общественного питания в весенне-летний период прорабатываются в комитете по архитектуре администрации города и предпринимателям, желающим осуществлять мелкорозничную торговлю, необходимо согласовать с комитетом по архитектуре и градостроительству эскизы архитектурного оформления торговых объектов с учетом их места расположения.
Контроль за работой объектов мелкорозничной торговой сети города будет осуществляться на основе проведения специалистами комитета по экономике и администраций районов совместно с представителями органов контроля и надзора комплексных обследований в соответствии с согласованными графиками проверок.
Каким образом на территории Саратова сегодня ведется работа по ликвидации стихийной уличной торговли?
- Действительно, в городе по-прежнему остро стоит вопрос возникновения стихийной торговли, особенно в местах массового скопления населения: Привокзальная площадь, пересечение улиц Б. Горной и Астраханской, пр-т Кирова, пересечение улиц Вавилова и Астраханской, район 3-й Дачной и другие. А летом количество таких торговцев обычно только возрастает. Соответственно борьба с такой торговлей будет продолжена несмотря на все трудности, в том числе и отсутствие у органов местного самоуправления реальных рычагов воздействия.
В целях ликвидации стихийной торговли необходимо внесение изменений в Закон Саратовской области «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» и установить ответственность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за торговлю в неустановленных местах.
Решение вопросов упорядочения мелкорозничной торговли и пресечения нарушений в этой сфере зависит, прежде всего, от взаимного сотрудничества и координации действий структурных подразделений администрации города и федеральных органов контроля и надзора.
В свою очередь комитетом по экономике в пределах своей компетенции предпринимаются все необходимые меры, направленные на эффективную организацию и функционирование объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в весенне-летний период.