26 декабря 2007 16:24

Транспорт Саратова: что год грядущий нам готовит? (интервью)

Наш корреспондент встретился с А. Иващенко «по горячим следам» - спустя несколько часов после принятия городской думой бюджета Саратова на 2008 год, чтобы получить ответ на вопрос, как будут использованы средства, отпущенные бюджетом для развития муниципального общественного транспорта? Следовало, однако, заранее учесть, что просьба редакции об интервью адресовалась не просто директору МУ «Транспортное управление», но депутату, председателю постоянной комиссии по промышленности и транспорту городской думы, человеку мыслящему шире «директорских» рамок, вдобавок очень увлеченному, по многим отзывам, решением не простых транспортных проблем Саратова. Словом, нельзя было упустить возможность предложить читателям развернутый информационный обзор произошедших сдвигов и перспектив в сфере пассажирских перевозок муниципалитета. - Андрей Евгеньевич, как бы вы оценили утвержденный бюджет города на следующий год с позиции руководителя, отвечающего за его транспортную инфраструктуру? - Наверное, будет правильно, если выскажусь вначале о бюджете в целом как депутат, причастный к его принятию. Бюджет имеет отчетливо выраженную социальную направленность. Усиливается финансовая поддержка дошкольных учреждений: для детских садов выделено порядка 50 млн рублей. 70 млн предусмотрено на ремонт школ - в продолжение реализации программы, имеющей цель в течение 4-5 лет привести в нормальное состояние все общеобразовательные учреждения. В прошлом году здесь нам очень помог областной бюджет, школы получили из него по 1 млн рублей. Смогли в результате капитально отремонтировать отопительные системы. В 2007-м школам выделялось вполовину меньше - на ремонт кровель, спортивных залов и т.д. Примерно столько же они получат в новом году. В общем, немало, чтобы заменить окна, двери, прибрести оборудование для компьютерных классов. В таких объемах средние учебные заведения Саратова никогда прежде не финансировались. Общественный транспорт - тоже одно из приоритетных социальных направлений. Мы заранее заручились поддержкой депутатов думы, договорились, что найдем деньги на закупку новой техники для «Горэлектротранса». Договоренность выполнена, «Горэлектротрансу» бюджет определил 91 млн рублей. - Только «Горэлектротрансу»? То есть на покупку трамваев и троллейбусов? А как же с автобусами - преобладающим средством передвижения горожан? - Прежде всего, парк «Горэлектротранса» - это, собственно, и есть на сегодняшний день муниципальный общественный транспорт. Автобусы у нас преимущественно частные. Тем не менее, планируется оказать в наступающем году поддержку и автобусному сектору, но из областного бюджета, в размере 50 млн рублей. Это не очень большая сумма, можно будет закупить около 20 машин. А в текущем году совсем ничего не выделялось. Если вы спросите, откуда тогда взялись на саратовских улицах совсем новенькие автобусы малой, средней и большой вместимости, то я отвечу. С февраля, когда я возглавил транспортное управление, удалось на определенном этапе найти взаимопонимание с инвесторами, например, с компанией «АРиАЛ», другими частными перевозчиками, индивидуальными предпринимателями, и год мы завершаем, закупив на их средства для города 80 единиц автобусной техники. И это всего за 10 месяцев. Результат действительно значительный, вызывающий у сотрудников управления чувство гордости. Потому что если перевести его в деньги, то получится, что в отрасль инвестировано около 160 млн рублей. Внебюджетных, повторяю, средств. И это еще не все. Буквально на днях ожидаем поставку 15 новых «Фордов». Кстати, комфортабельные иномарки на автобусных маршрутах в Саратове уже не в диковинку. Тех же «Фордов» курсирует машин 20, «Хендаев» десятка полтора, в декабре поступили еще 2. Это все маршрутные такси, но они 18-местные, т.е. вместительнее «ГАЗелей». А на 33-м, 41 -м и 77-м маршрутах ходят «Исузу», 5 машин. В каждой — 22 посадочных и 40 общих мест. Парк автобусов большой вместимости пополнен 35 отечественными «ЛиАЗами» вместимостью 104 человека. - И вы вот так, по памяти, называете все эти цифры, маршруты? - Сколько бы ни поступало новых транспортных единиц, мы их считаем поштучно и размещаем на линиях «персонально». Лично приходится заниматься каждой машиной. Потому и помню, какая техника и где работает, даже в каком порядке движется. Вот недавно открыт новый маршрут, 18 «Д», из Заводского района в Ленинский. Там заняты в основном «ЛиАЗы», однако есть и «Хендаи». Для чего? А чтобы были разрывы между рейсами крупных автобусов и они не ходили пустыми в межпиковые периоды. Экономим на топливе, на всем, можно сказать, каждая копейка на счету. О многом говорит тот факт, что владельцы нового транспорта, вложив в него деньги, надеются получить отдачу, первую прибыль, только через 2,5 года, представляете? Столько времени они будут работать лишь на погашение процентов за кредиты, текущих затрат. Причем, если взять импортные машины, то их обслуживание, ремонт, технические осмотры исключительно в специализированных автосалонах по гарантийным условиям - все это весьма недешево. Однако плата за проезд не повысилась. Как область определила максимальный размер оплаты для «маршруток» в 10 рублей, так его и придерживаемся. - Есть такое предчувствие, что после Нового года повышение стоимости проезда все-таки произойдет. - Сразу после Нового года - нет. Скорее всего, областная дума рассмотрит этот вопрос весной. Хотя, наверное, каждый здравомыслящий, наделенный чувством экономической реальности человек понимает: дальше удерживать ограничительную планку стоимости транспортных услуг на теперешнем уровне невозможно. Проблема заключается еще и в том, что федеральный центр в недостаточной степени компенсирует затраты на провоз льготников. При сложившемся положении вещей автопредприятия вопреки всякой рыночной логике просто дарят 3 рубля из каждых 7 рублей за перевозочную услугу пассажирам данной категории. Это если речь идет об автобусах большой вместимости. Применительно же к 22-местным микроавтобусам либо, скажем, новым «ПАЗикам» ущерб перевозчиков от подобной социальной «благотворительности» за их счет еще чувствительнее, там давно все надо пересчитывать и стоимость проезда поднимать. Необходимо прямо и открыто признать, что со временем стоимость проезда подрастет. Ведь мы все хотим, чтобы общественный транспорт сохранился и развивался, не правда ли? При всем том должен подчеркнуть: в любом случае оплата будет минимальной. Отступать от этого принципиального условия никто не собирается, да никто и не позволит. Город располагал бы большими возможностями влиять на установление оптимальной платы за проезд в автобусах, если бы в ведение муниципалитета, пусть и частично, процентов на 50, область передала ряд сохранившихся предприятий ОАО «Саратовский автобусный парк», в которых она принимает участие. Вопрос такой ставился, но реакции пока нет, хотя целесообразность тут очевидная. Удалось бы решить не только проблему цен. Каким образом? Раз в год мы проводим конкурс на право осуществлять перевозки пассажиров на тех или иных маршрутах. Следующий будет в марте, жесткое условие участия в нем - наличие у конкурсантов новой техники. И если уж люди, несмотря ни на что, откладывая получение прибыли из-за кредитов, покупают «под конкурс» такую технику... В немалой степени благодаря тендерам старые автобусы заменены на более современные, но по - хотя и не новым - стволовым, протяженным маршрутам (53-й, 11-й, 6-й), 80% новой техники работает на 77-м, 18 «Д» маршрутах. Сегодня город, транспортные компании, предприниматели могут и должны заниматься этой работой, финансовые возможности позволяют, и время пришло. Можно найти приемлемый компромисс с бизнес-сообществом в ходе проведения конкурсов и в вопросах ценообразования. - Если автобусные парки у нас «подтянулись», то о парке «Горэлектротранса» этого не скажешь. На что конкретно предполагается потратить предназначенные ему ассигнования почти в 91 млн рублей? - В целом износ трамваев и троллейбусов критически высок - до 80%. Предприятие очень много расходует бюджетных средств на их поддержание и ремонт. Возможно, в каких-то случаях ограничиваться этим просто нерентабельно. Иногда выгоднее купить новое транспортное средство, чем выбрасывать миллионы на ремонт старого. Кардинальный выход из сложившейся ситуации один - постепенное, последовательное, точечное введение нового подвижного состава. Я говорю: «точечное», потому что здесь нельзя обойтись без параллельного обеспечения возможностей окупаемости дорогостоящего транспорта на отдельных в начале маршрутах движения. Скажем, трамваи выпускаются сейчас значительно усовершенствованные, скоростные, рассчитаны они из-за увеличения скоростного режима для трехвагонных даже сцепок, по сути представляющих собой мини-электропоезда. На старые, изношенные пути их не поставишь – начнут сходить с рельсов. Отсюда другая статья затрат - восстановление, замена путевых коммуникаций. Мы уже начали продвигаться в этом направлении. В уходящем году проделана объемная работа по замене 13-километрового рельсового пути от 3-й Дачной, мимо СГУ, до детского парка. Да, это «тройка», один из стволовых транспортных маршрутов города. Он рентабельный, дело теперь за приобретением новых, более комфортабельных, быстрых трамвайных вагонов. Чем выше, как вы понимаете, скоростной режим, тем интенсивнее оборачиваемость, меньше требуется транспорта при увеличении его перевозочной способности. И вот здесь возникают сложности иного, не только финансового плана. Впрочем, давайте посчитаем. Один трамвайный вагон стоит в среднем 7 млн рублей. Делим 91 млн на эту сумму, получаем 13 вагонов. А ведь надо еще обновлять троллейбусный парк. Но здесь аналогичная картина с дороговизной новых машин. Кроме того, мало иметь деньги, надо еще суметь их купить, найдя подходы к заводам-изготовителям. За годы экономического кризиса многие из предприятий перестали существовать. Сохранившиеся сейчас загружены заказами на месяцы, годы вперед, поскольку у всех регионов, муниципалитетов страны те же проблемы с износом электротранспорта. Попробуй, «впишись» в производственный план завода, если в Саратове нет его представительства, нет дилера, который бы занимался поставками. Мы едем на завод и падаем там в ноги: пожалуйста, подайте вашу заявку нам на наш конкурс, да привезите нам, ради Бога, ваши документы, ваша цена нас устраивает, мы жаждем с вами сотрудничать… - Так что же, замкнутый круг? - Нет, отчего же. Будем продолжать наводить мосты, проявлять «чудеса дипломатии». Акцент в установлении контактов с производителями электротранспорта делаем на то, что мы - заказчики на длительную перспективу в активно развивающемся регионе, между тем конкуренция в вашей отрасли машиностроения уже дает о себе знать, вы сами должны быть заинтересованы в том, чтобы ваша продукция как можно скорее была опробована в наших условиях на предмет возможного внесения конструктивных поправок... Отрадно, что первые соответствующие договоренности есть. Будем осваивать и освоим предусмотренные бюджетом средства. В течение будущего года современные трамваи и троллейбусы поступят в Саратов и будут пущены в эксплуатацию. Но здесь очень многое зависит от «Горэлектротранса», активности его действий. А на будущее... Мысль о создании у нас представительств упомянутых заводов, согласитесь, заслуживает того, чтобы область, на самом высоком уровне ее руководства, проявила необходимую инициативу. - Трудно не согласиться с вами, особенно в части модернизации, переоснащения маршрутов, подобных «третьему». Сейчас на трамвае стало легче и быстрее, чем на автобусе, добираться из Ленинского района в центральную часть города, минуя фактически постоянную пробку на проспекте 50 лет Октября от 2-й Дачной до Стрелки. И таких пробок все больше. С ними надо что-то делать, Андрей Евгеньевич! - На Стрелке намечается построить транспортную развязку. Осталось убрать здесь мешающую бензозаправку. Такие же объекты, которые позволят «расшить» заторы транспорта в местах его особенного скопления, будут сооружаться на выезде из Соколовогорского поселка у поста ГИБДД, в Заводском районе (перекресток ул. Барнаульской и Энтузиастов). Проляжет дорога из Затона вверх, в сторону п. Юбилейный, а также - от окраины п. Юбилейный на Молочку. Бывает, что стоимость строительства транспортной развязки превышает 200 млн рублей. Для сравнения: в городе на весь ямочный ремонт дорог отпускается всего около 100 млн рублей. Откуда возьмем деньги? Очень надеемся на федеральные средства. В этом году их поступило 671 млн, что дало возможность ощутимо улучшить состояние центральных дорог. Причем деньги пришли под те лишь проекты, которые были готовы. Имей город больше проектов - внушительнее была бы сумма. На 2008 год вице-спикер Государственной Думы В. Володин обещал помочь с выделением из федерального бюджета 1 млрд рублей на дальнейшее решение дорожных проблем. Поэтому сейчас предпринимаются большие усилия по завершению подготовки различных проектов под этот миллиард. Что тоже требует финансовых затрат и, разумеется, времени. Но так или иначе, строительство развязок, о которых я сказал выше, должно быть начато в 2008 и закончено в 2009 году. - Хватит ли «володинского» миллиарда на какие-то другие цели? Вообще, так ли это много? Ведь потребностей, не менее неотложных, у города столько!.. — Это серьезная сумма, если в нынешнем году мы сумели впервые отремонтировать практически все дороги в центре и основные - по Саратову, то... Средств хватит на продолжение основательного восстановления дорожной сети города. Но главное внимание уже будет уделено внутриквартальным дорогам, а также тем участкам, которые, будучи объездными, помогут улучшить транспортную пропускную способность улиц и микрорайонов. В данном отношении город был спланирован неплохо, чем и надо полнее воспользоваться. Такой опыт есть. В минувшем сезоне помогло возобновить транспортное сообщение на тяжелых и отдаленных участках строительство дороги на Увек, дороги между «Нитроном» и «Крекингом». Второй реконструированный отрезок пути близ «Крекинга» открыл доступ из целого, прежде заблокированного бездорожьем (в частности, промоины и провалы на ул. Брянской) микрорайона. Относительно же того, многое ли можно сделать на миллиард, - давайте прикинем: новое строительство 1 км дороги стоит 6 млн рублей, ямочный ремонт - 3 млн. Вот и считайте. Снижение нагрузки дорог в Саратове мы связываем и с улучшением оперативного управления транспортом. В том числе - с помощью «Глонасс». - «Глонасс»? - Именно. Так называется спутниковая система связи. Наше управление уже подало заявку на установку центральной диспетчерской станции «Глонасс». Дабы стало понятно, что это такое, сошлюсь на несколько схожую возможность через Интернет сверху, со спутника «заглянуть» в любой уголок города с точностью до 20 метров в режиме реального времени. Каждое транспортное средство, «охваченное» этой системой, будет иметь на борту специальный прибор, фиксирующий и передающий в ЦДС данные о том, где в данный момент находится машина, с какой скоростью движется. Компьютер даже может просчитать, когда она прибудет в ту или иную точку. Нажатие нужной кнопки - и все эти сведения отражаются на мониторе, экране телевизора, электронной карте города. Думаю, не надо долго объяснять, насколько расширятся возможности оперативного маневра транспортом. Возможности уменьшения тех же самых пробок направлением машин, скажем, в объезд, увеличения количества машин с целью ускоренного вывоза людей, скопившихся на каких-то остановках, ликвидации простоев техники после часа пик, сокращения расходов топлива в зимнее время на «прогрев» и т.д. В целом провозная способность пассажирского транспорта должна возрасти весьма существенно. Конечно, «Глонасс» стоит денег. За монтаж, настройку, запуск аппаратуры ЦДС надо будет заплатить 4,5 млн рублей. Определенных расходов потребует абонентская плата связистам, профилактическое обслуживание станции. Замечу, однако, что система позволяет работать в 4 форматах связи сразу. Это спутниковая связь, радиоканал, а также СДМА, JSM. Что позволит маневрировать на рынке услуг связи, меньше зависеть от операторов, выбирать из них наиболее дешевых и эффективных. Стоимость бортовых приборов системы - от 8 до 16 тыс. рублей. Но, во-первых, предприятиям придется прибрести их лишь один раз. Во-вторых, их руководителям, наверное, самим интересно постоянно знать, где находятся машины, что с ними, каков КПД использования техники? Не ночует ли она вне отведенных мест для стоянки в нарушение инструкций в части предотвращения опасности терактов, кражи и т.п. «Глонасс» уже используется во многих регионах страны - в Москве, Нижнем Новгороде, Пензе... Результаты убеждают: игра стоит свеч, затраты окупаются - и еще как! - Хорошо, а что все-таки даст система пассажирам? - Разве не ясно? Сокращается время ожидания транспорта на остановках, нахождения в пробках, прибытия в нужный пункт. А факторы возрастания безопасности, информированности? Давайте мысленно воссоздадим такую картину. Конец рабочего дня. Людей на «узловой» остановке прибывает. Вот отъехала в нужном вам направлении одна набитая пассажирами «маршрутка», вторая. Нужно определиться, на чем все-таки уехать. Вы поднимаете глаза на висящее рядом с остановкой электронное табло. На нем, с периодичностью в минуту, высвечиваются данные о том, через какое время прибудет очередная транспортная единица того или другого маршрута. Ага, вот он, подходящий вариант, решение принято. Вы садитесь в подъехавший большой троллейбус, предпочтя его микроавтобусу, и отправляетесь домой. Такие табло, отображающие сведения, молниеносно обрабатываемые в ЦДС «Глонасс», будут размещены именно в основных, «узловых» местах концентрации граждан, желающих воспользоваться общественным транспортом. Это остановки у Сенного и Крытого рынков, главпочтамта, на пересечении ул. Радищева и Челюскинцев, ул. Музейной, Славянской площади, около стадиона «Волга» в Заводском районе и на 3-й Дачной. Система будет внедряться поэтапно. Полагаю, что в первую очередь необходимо оборудовать бортовыми приборами автобусы, затем троллейбусы, которых у нас сейчас 117, а потом уж трамваи, их тоже больше сотни. Для последних двух, безусловно, потребуется поддержка бюджетными средствами. Благо, экономическая ситуация сегодня улучшается и по губернии, и по Саратову, так что можно надеяться не только на федеральные, но и на какие-то дополнительные средства из областного и городского бюджетов. Что касается автобусов, то необходимость вхождения в систему, оснащения машин бортовыми приборами будет включена в перечень условий предстоящего конкурса «автоперевозчиков». Понимаете, уже сейчас на обслуживании пассажиров в городе заняты 400 автобусов большой вместимости и 1050 «маршруток». В следующем году эту армаду пополнят еще 200 новых автобусов, сократив количество маршруток, - таковы наши планы. И без современных технологий, автоматизации, компьютеризации деятельности диспетчерской службы столь масштабный в количественном отношении транспортный комплекс станет неуправляемым. Саратов просто захлебнется, если не думать в этом ракурсе о его ближайшем будущем. Не новость, что преобразования, перемены даются нам с трудом. Но убежден: очень скоро многие с пониманием и поддержкой оценят то, о чем я рассказываю. Тем более что уже сейчас в этом просматриваются не только «узко» транспортные преимущества, но и выгоды общего экономического плана. - Что вы имеете в виду? - Поясню. В городе возрастает количество новой импортной и отечественной техники в сфере пассажирских перевозок. В результате увеличилось число автосервисных центров. А это новые рабочие места, расширение налоговой базы. Дальше, нам никуда не уйти от создания добавочной сети стоянок, паркингов в центральной части Саратова, куда люди приезжают на работу и оставляют личные автомобили кто где. (Мера неизбежная, потому что, представьте себе, за год в регионе регистрируется свыше 27 тыс. единиц приобретаемого личного автотранспорта). То есть и здесь имеем прибавление предприятий, АО, рабочих мест, налоговых поступлений. Теперь приглашаю вас снова «глянуть» на остановочное табло «Глонасс». Обратите внимание: на нем, скажем, в 60-секундных интервалах между трансляциями сведений из ЦДС «гоняют» рекламные ролики торговых, коммерческих компаний, банков и т.д. Сотрудничая с ними, мы, в сущности, способствуем успеху их бизнеса, обороту товаров и услуг, помогаем привлечь к ним внимание потребителей, а это в наше время многого стоит. Добавлю, что не составит, видимо, особого труда привлечь потенциальных партнеров-рекламодателей к участию в приобретении мониторов, содержании и обслуживании таблоидного оборудования, расходов на электроэнергию и связь. Таким образом мы сможем сэкономить муниципальные деньги. У нас уже есть положительный опыт по сотрудничеству с рекламными агентствами по замене остановочных павильонов. 30 из них были заменены за 2007 год в центральной части Саратова. Между прочим, едва мы заявили о намерениях в части «Глонасс», как, в управление стали поступать предложения о сотрудничестве от компаний, занимающихся страхованием дорогостоящего легкового автотранспорта. Но это тема для отдельного разговора и, как говорится, зарубка на будущее. - Очень «рыночные», интересные соображения. Андрей Евгеньевич, не сочтите нелогичным, если я попрошу вас вернуться к началу нашего разговора. Поделитесь, как все-таки вам удалось убедить частных предпринимателей купить для городских нужд такое большое количество новой техники, в т.ч. недешевой импортной, на достаточно не легких для них, прямо скажем, условиях? - Надеюсь, я не произвожу впечатление человека, увлекающегося приказным администрированием, «выкручиванием рук» и чем-либо еще в этом духе. Депутатская работа вообще исключает нечто подобное. Мне неинтересно и чуждо механически, по-чиновничьи щелкая каблуками, исполнять указания, думая только о сегодняшнем дне. Для меня важно, чтобы люди, которые в меня поверили и избрали, во мне не разочаровались. Чтобы не подумали: у него слова расходятся с делами. Вот я сосредоточился на конкретном направлении, взял на себя ответственность за транспортное обслуживание в муниципалитете, и стараюсь делать все, что в моих силах. Пытаясь при этом раздвинуть рамки прежних представлений о возможностях управления. Кроме того, я не один. Со мной команда единомышленников, помощников, толковых, поверьте, профессионалов в юриспруденции, экономике, в области транспорта и управления. Отсюда продуманность, реалистичность принимаемых решений и способов их исполнения. Как бы ни доминировала сейчас «рыночная целесообразность», нельзя недооценивать индивидуальное общение с людьми, средства убеждения, а также присущее многим чувство сопричастности к проблемам своего города. Чаще находишь встречное понимание, когда говоришь: если вы можете помочь, хотите «вписаться» в будущее города, начинайте помогать ему сегодня. Еще более «доходчивое» средство - конкретная и своевременная помощь им самим. Помощь в оформлении земельных участков для стоянки автобусов, ангаров, сооружений, облегчении налогового бремени, в других вопросах, с которыми к тебе приходят. Когда люди знают, что ты ради них пойдешь за поддержкой к главе администрации города, открываешь, в т.ч. как депутат, двери любых других кабинетов, - находить взаимопонимание куда как легче. - Пусть такой стиль работы не подводит вас и впредь. Спасибо за обстоятельное интервью, с наступающим Новым годом вас и ваших помощников! - Мои поздравления и наилучшие пожелания читателям «Репортера», всем саратовцам! А водителям в Новый год - легкой дороги и хорошей погоды. (Сергей Садовский, «Репортер», 26 декабря 2007 года)
Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации