29 октября 2008 17:28

Вячеслав Сомов: «Мы не можем оставить горожан один на один с их бедами» (интервью главы администрации Саратова)

- Какие направления работы были для вас приоритетными в первые месяцы работы? - Проще всего было бы сказать: «Наведение чистоты в городе, ремонт дорог, подготовка к отопительному сезону и к зиме вообще». Конечно же, всем этим я занимался и занимаюсь ежедневно. Но все перечисленное является частью общих проблем города. Мусор на улицах и пробки на дорогах, отсутствие горячей воды и текущие крыши — все это звенья общей цепи. Еще сюда можно приплюсовать крайне изношенные городские коммуникации, целый клубок долгов в системе ЖКХ, отсутствие реальных механизмов воздействия на управляющие компании и многое, многое другое. - Действительно, реформа ЖКХ оказалась довольно сырым проектом. Можно ли говорить о стабилизации ситуации, и что для этого было сделано? - В воем вопросе вы сами дали оценку реформе ЖКХ. Я хочу отметить, что реформа ЖКХ — это не наш городской проект и даже не региональный. Реформа ЖКХ — это государственный общероссийский проект. В основе его лежит новый жилищный Кодекс. А это значит, что независимо от того, как мы оцениваем реформу — мы обязаны соблюдать закон. Что касается стабилизации ситуации, то отчасти она наступила. На сегодняшний момент практически весь жилой фонд обслуживается управляющими компаниями. Это данность. Уход каких-то компаний с рынка, появление новых будет происходить всегда. Другой вопрос: «Как обслуживается жилой фонд?». А вот здесь не все так просто. Несмотря на одинаковые стартовые условия, одни управляющие компании сумели наладить работу, другие — нет. Вы поймите: коммунальное хозяйство — лакомый кусок. В этом секторе экономики проходят громадные деньги. На сегодняшний день эти деньги не подконтрольны государству или муниципалитетам. Взаимоотношения строятся напрямую: жильцы — управляющие компании — поставщики услуг. Выстроить правильно систему взаимоотношений, научиться управлять сложным коммунальным хозяйством, правильно вести учет, собирать вовремя платежи очень непросто. Отсюда сбои. К руководству управляющими компаниями часто приходят случайные люди, не имеющие специальных знаний. Результат всегда один — низкое качество услуг, жалобы жильцов, как следствие — неплатежи и банкротства. К сожалению, в соответствии с законом муниципалитеты не имеют права прямого вмешательства в деятельность управляющих компаний. Тем не менее, администрация города старается контролировать процесс через участие в общих собраниях владельцев жилого фонда. Часть квартир в домах муниципальные — то есть принадлежит городу. Это обстоятельство дает нам возможность голосовать на собраниях владельцев жилья. Это единственный рычаг в наших руках, и мы стараемся им пользоваться. Главы районов направляют своих представителей на собрания, отслеживают состояние дел. При возникновении критических ситуаций, пользуясь правом участия в голосовании, стараются решать их оптимальным для жильцов способом. – Кстати, о главах районов. Найден ли с ними контакт? И как вы оцениваете их работу? – Все главы районов были назначены моими предшественниками. С моей точки зрения, неправильно было бы менять сложившиеся управленческие структуры, не имея альтернативных, заведомо лучших вариантов. И странно бы было, если бы с ними не был установлен контакт. Существует структура мэрии, прописано взаимодействие администрации города и администраций районов. Определенные шаги по оптимизации структуры, конечно же, будут предприниматься. Это нормально. Жизнь меняется и диктует новые условия. Что касается оценки работы глав, то у меня трехбальная система: человек соответствует должности, и мы работаем, человек учится и стремится соответствовать, и мы так же работаем, или не соответствует этим требованиям, и мы расстаемся. Пока ни с кем не расстался. – Инфраструктура каких районов города, на ваш взгляд, будет развиваться особенно динамично в ближайшие годы? – С моей точки зрения, самое перспективное направление — Усть-Курдюмское. Это Волжский район. Там в достаточной степени хорошие коммуникации. В отличие от старой части города, поселок Юбилейный и земельные участки, расположенные вдоль трассы, в экологическом плане более благополучные. Роза ветров в районе такова, что воздух менее загазован. На этом направлении мало промышленных предприятий, и он благоприятен для жизни. Там уже начато строительство микрорайона, расположенного сразу за Юбилейным поселком. В начале ноября планируется пуск нового торгового центра «Лента», входящего в нижегородскую торговую цепь. В планах — продолжение строительства до эстакадного моста через р. Гуселка. Будет продолжен снос аварийных и ветхих домов и строительство новых в старой части города и во всех остальных районах. – Расскажите о трудностях, с которыми вам пришлось столкнуться при подготовке к отопительному сезону 2008–2009. – Здесь мы с вами опять возвращаемся к коммунальной реформе. Два фактора –неплатежи и некомпетентность — существенно усложняли ситуацию. Только здесь я должен дать некоторые разъяснения: юридически за подготовку жилого фонда к зиме и оплату топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) отвечают не городские коммунальные службы, а управляющие компании, которые сейчас в большинстве своем, как я уже говорил, являются частными организациями. Но фактически бремя ответственности сейчас легло на плечи городских и районных органов власти. Это происходит по двум причинам: во-первых, люди привыкли апеллировать к власти, а во-вторых, мы не можем в этот переходный период оставить горожан один на один с их бедами. Пройдет 2-3 года и ситуация нормализуется: УК, ТСЖ научатся грамотно управлять и вести хозяйство (ЖСК это уже сейчас умеют), жители будут более бережно относиться к своему имуществу и предоставляемым услугам (ведь за все приходится платить), и многие вопросы будут решаться без представителей власти, правоохранительных и надзорных органов. А сейчас людям необходима реальная помощь, и мы ее стараемся оказывать. Большой проблемой для Саратова является задолженность управляющих компаний перед энергетиками. Долги накапливались в течение длительного времени. В каких-то случаях объективно — из-за неплатежей жителей, в каких-то — из-за некомпетентности руководителей управляющих компаний, которые не обеспечили надлежащий учет потребляемых ресурсов, и жители вынуждены оплачивать так называемый сверхнорматив. Единственным способом урегулировать с поставщиками вопрос по объемам фактического потребления тепла и воды является установка общедомовых приборов учета. Несмотря на все проблемы по вхождению в отопительный сезон, мы не выбились из графика. С 15 октября мы начали запускать отопление. Но жильцам надо помнить, что бесплатно давать тепло в дома никто не будет. И было бы хорошо, чтобы это знали саратовцы и, в первую очередь, неплательщики. Здесь именно тот случай, когда из-за нерадивости одних могут пострадать другие, ни в чем не повинные люди, которые исправно и ежемесячно платят за квартиру. Огромные проблемы и для власти, и для горожан создала компания ООО «Теплоэнергоресурс», которая, эксплуатируя 12 котельных города, безответственно подошла к своим обязанностям, накопив порядка 60 млн руб. перед поставщиками энергоресурсов, ушла с рынка, бросив фактически имущество и оставив более 50 тыс. горожан на все лето и осень без горячей воды. Благодаря совместным усилиям всех ветвей власти города и области эту проблему удалось решить к началу отопительного сезона. Вообще, ситуацию с подготовкой к отопительному сезону держит на контроле прокуратура города. Если будут нарушены права граждан, то виновный будет привлечен к ответственности незамедлительно. – Готов ли город к зиме? Удастся ли в этом году избежать снежных заносов и заторов на дорогах? – Я не метеоролог и не смогу сказать, будут ли снежные заносы. Тут все от природы зависит. Что касается городских служб — то мы к уборке снега подготовились. Имеющаяся техника готова к работе на 90%. 10% — это универсальные машины со сменными агрегатами, которые сейчас оснащены для работы по уборке улиц без снега. На их переоборудование уйдет не более 5 дней. Что касается заторов на дорогах — они у нас есть и в летнее время. Сейчас никто не ставит автомобили в гаражи. Количество автомобилей на дорогах зимой практически не уменьшается, а дорожные условия ухудшаются. Кроме того, при оценке ситуации необходимо учитывать, что, несмотря на то, что мы в этом году закупали дорожную технику, существующего количества явно недостаточно. Для обслуживания дорог, находящихся в ведении городского дорожного комитета, по нормативам, необходимо 278 единиц. По факту есть только 132 — чуть менее 50%. Нехватку техники постараемся компенсировать организацией работы. Дежурство зимой будет происходить круглосуточно. По получении соответствующих прогнозов от синоптиков техника будет выводиться на дороги прямо в ночь. Основные работы по очистке улиц планируется вести с 0 часов до 7 утра. На случай острой нехватки техники сейчас заключаем договоры с предприятиями. Будем подключать все резервы. – Какие инвестиционные проекты кажутся вам наиболее перспективными? – Конечно, в реальный сектор экономики, в производство. Строительство торговых, развлекательных центров и супермаркетов — это отлично. И такие проекты дают рабочие места и делают жизнь комфортной. Но для того чтобы в городе был реальный экономический рост, для того чтобы росли заработные платы, необходимо развивать производственный сектор. Кроме того, очень важным направлением я считаю инвестиции в инновационные проекты. И не только потому, что об этом говорили и Президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин. Инвестирование в инновации, я считаю, создает для региона конкурентные преимущества на длительный срок. Причем инновации бывают самого разного свойства — обеспечивающие технологический прорыв в каком-либо производстве или дающие возможность экономить тепло при применении теплосберегающих технологий, оптимизирующие управленческие процессы в той же городской администрации и, как следствие, позволяющие уменьшить количество людей в аппарате или улучшающие экологическую ситуацию. Сейчас в регионе создан венчурный фонд, в том числе для инвестирования в инновационные проекты. В конце ноября в Саратове планируется проведение деловой миссии московских предприятий, в том числе инновационных. Большую работу по привлечению инвестиций в область проводит наше региональное правительство. Мы со своей стороны не останемся в стороне и приложим все усилия, чтобы город стал привлекательным для инвесторов. – Что планируете сделать до конца года? – Я говорил, что управленческий цикл для города составляет год: 365 дней. За это время город проходит и зимнюю стужу со снежными заносами, и весеннее наведение порядка, и летнюю кампанию по ремонту дорог. Конец года для меня, да и для всей администрации, — это лишь время подведения промежуточных итогов. За оставшееся время я рассчитываю завершить все управленческие преобразования. Отладить систему прохождения решений и систему горизонтальных связей между подразделениями администрации и администраций районов. Это к вашему вопросу о главах районов. Я уверен, что для стабильной плановой работы, в которой будет минимум потрясений и авралов, необходимо внедрение системного подхода. Это не означает, что увлекшись управленческими преобразованиями, текущие проблемы уйдут на второй план. Как и прежде, мы будем убирать улицы, наводить чистоту, чистить и ремонтировать дороги, чинить коммуникации. И я надеюсь, что мы сумеем обеспечить горожанам хорошие праздничные каникулы без коммунальных проблем. (Журнал «Общественное мнение», № 10, 24.10.2008 г.)
Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации