10 марта 2010 15:06

Алексей Санников: «Качество муниципальных услуг будет повышаться»

В апреле в Саратове появятся административные регламенты, которые оптимизируют работу органов местного самоуправления и сделают процесс получения справок и иных документов максимально понятным, удобным и комфортным для горожан. Административные регламенты — это своего рода пошаговые инструкции, как, например, приватизировать жилье, взять в аренду земельный участок, в которых будет содержаться подробная информация — от количества необходимых справок до времени, которое должен затратить чиновник на прием одного человека. За требование «лишней» справки или длинную очередь у кабинетов виновные будут привлекаться к административной ответственности. О решении актуальных для саратовцев проблем рассказал председатель городского комитета по экономике Алексей Санников.

— Алексей Сергеевич, в настоящее время на федеральном и региональном уровнях ведется активная разработка административных регламентов. Что они собой представляют, проводится ли такая работа нашим муниципальным образованием и какую пользу ее результат принесет жителям?

— Такая работа на уровне Саратова, безусловно, проводится. Административный регламент представляет собой муниципальный правовой акт, устанавливающий сроки, последовательность действий и принятия решений органами МСУ. Жители, юридические лица постоянно обращаются в органы муниципального образования за предоставлением услуг. Будь то приватизация жилья, перепланировка, выдача разрешений на право организации розничных рынков, на строительство, на право аренды земельного участка и т.п. Административный регламент как раз призван подробно описать механизм предоставления этих услуг и конечный результат.

— Какие цели ставились при разработке административных регламентов?

— Основная цель — сделать процесс предоставления муниципальной услуги или процесс исполнения функций максимально прозрачным и понятным для получателя. Административный регламент как документ позволит устранить дублирующие функции, выявить и устранить или ограничить административные барьеры и коррупционные факторы, повысить эффективность деятельности органов МСУ в процессе взаимодействия с получателями услуг.

— А каким образом регламентируются услуги сейчас?

— Все действия в органах государственной и муниципальной власти, безусловно, регламентированы. Но проблема в том, что вся информация зачастую находится в разных нормативных, поднормативных актах, в служебных инструкциях, в ведомственных письмах и т.д. Для того, чтобы во всем этом разобраться, нужно несколько дней просидеть в «Гаранте Плюс», однако там вы не найдете, сколько времени дается чиновнику на оказание той или иной услуги. А в административном регламенте будет все прописано. Задача этого документа регламентировать, в том числе, действия чиновника: определить сроки оказания услуги и перечень необходимых справок, чтобы не запрашивались лишние. А главное — срок получения конечного результата.

— Как следует из ваших слов, в данном направлении проводится достаточно серьезная и большая работа. Возможно ли ее завершение к апрелю текущего года или это только первый этап?

— В первую очередь будут регламентированы муниципальные услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам (выдача различных справок, разрешений, градостроительных планов), а также функции муниципального контроля.
Оставшаяся часть муниципальных функций будет регламентирована после принятия соответствую¬щего федерального закона.

— И все же регламенты не освобождают людей от хождения за многочисленными справками. Упростить эти процедуры со временем как-нибудь планируется?

— Этим вопросом задаются сегодня, в том числе, и федеральные органы. В настоящее время ведется разговор об упрощении процедуры предоставления услуг как физическим, так и юридическим лицам. А именно о предоставлении их в электронной форме посредством Интернета.

— Алексей Сергеевич, как известно, еще одна прогрессивная форма работы — это финансирование муниципальных учреждений на основе муниципального задания. Планируется ли переход на такое финансирование у нас и в чем его отличие от действующего порядка?

— Внедрение муниципальных заданий позволит на практике обеспечить оказание муниципальных услуг и их оплату по реальным результатам, создать стимулы для ориентации муниципальных учреждений на запросы потребителей, то есть для внедрения рыночных механизмов. Кроме того, муниципальное задание устанавливает требования к составу, качеству, объему и порядку оказания муниципальных услуг – исходя из чего должна быть рассчитана стоимость оказания муниципальной услуги. Возьмем, к примеру, детский сад, приходя в который ребенок должен овладеть определенными навыками, получить определенный набор знаний, определенный рацион питания, определенный набор медицинских услуг и т.д. Для сметного финансирования неважно, сколько детей (получателей услуги) посещает детский сад. При установлении же муниципального задания объем средств, поступающих из бюджета в ДОУ, напрямую зависит от числа детей, а также от того, в какой мере или насколько качественно оказана муниципальная услуга.

— Что даст Саратову и бюджету переход на такую систему?

— Горожанам — качество услуг, повышение их доступности. Кроме того, понятность процесса формирования бюджета и оптимизации его расходов.

— Каких еще сфер городского хозяйства коснется муниципальное задание?

— Согласно нормам бюджетного законодательства муниципальное задание на оказание муниципальных услуг устанавливается муниципальным учреждениям и иным некоммерческим организациям (например, частным учреждениям, АНО, фондам, госкорпорациям, общественным организациям), которые за счет бюджетных средств оказывают муниципальные услуги. Главным образом это касается социальной сферы — образования, культуры, здравоохранения.

— В 2008 году президент страны издал указ об оценке эффективности деятельности органов МСУ. Деятельность администрации Саратова уже оценивалась за это время?

— Да, конечно. Ежегодно с 2008 года каждое муниципальное образование сдает в правительство области доклад о результатах своей деятельности, в том числе и город Саратов. Правительство оценивает деятельность органов МСУ по 65 индикаторам-показателям.

— Что это за индикаторы?

— Например, доля отремонтированных местных дорог общего пользования с твердым покрытием, в отношении которых произведен капитальный, текущий ремонт; развитие малого и среднего предпринимательства; число субъектов малого предпринимательства в расчете на тысячу человек населения; уровень средней заработной платы; площадь земельных участков, предоставляемых для строительства, и так далее. Эти показатели строятся в основном на статистических данных, некоторые — на основании соцопросов: например, уровень удовлетворенности населения качеством предоставляемых медицинских услуг, услуг общеобразовательных школ. Проводятся эти социологические опросы независимыми компаниями.

— И каковы на ваш взгляд их результаты?

— К сожалению, человек так устроен — он никогда не бывает полностью удовлетворен. Если посмотреть статистику, и в США, и в Великобритании люди также неудовлетворены качеством услуг. Да, может быть, у нас не все так хорошо, но давайте отталкиваться от фактов: новое оборудование в муниципальные учреждения поступает, школы, больницы, дома культуры ремонтируются и т.д.

— Как выглядит Саратов на этом фоне по сравнению с городами-соседями?

— Мы постоянно сравниваем показатели Саратова с Ульяновском, Пензой, Самарой, другими городами ПФО. По результатам мониторинга Саратов по большинству показателей находится в середине. В последние годы отмечена положительная динамика показателей бюджетной обеспеченности.

— Какая практическая польза от таких докладов в региональное правительство?

— По результатам делаем для себя оргвыводы. Определяем основные ориентиры, узкие места, которые должны решить в первую очередь. Аналогичные выводы должны делать и региональные власти, в том числе, при распределении средств между муниципальными образованиями на этапе формирования областного бюджета.

— Вы можете назвать бюджет Саратова прозрачным?

— Конечно. У нас на сегодняшний день бюджет города обеспечивает необходимую степень прозрачности, детализации расходов. Документ проходит процедуру публичных слушаний как на этапе его принятия, так и при принятии отчета о его исполнении. Принимаемые в соответствии с бюджетными назначениями ведомственные целевые программы позволяют увидеть и оценить конечный результат использования бюджетных средств. Любой житель города на официальном сайте администрации может получить исчерпывающую информацию обо всех муниципальных закупках, осуществленных структурными подразделениями администрации города.

(Радио «Эхо Москвы в Саратове», 24 февраля 2010 г.;
газета «Саратовская панорама», 10 марта 2010 г.).
 

Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации