22 сентября 2010 14:47

«К началу отопительного сезона городские власти готовятся основательно»

Показатели готовности ЖКХ Саратова к работе в зимних условиях на 12-14% опережают темпы подготовки к отопительному сезону прошлого года. Еженедельно в комитете по ЖКХ проводятся штабы по теплу. Особое внимание поставщикам ТЭР и управляющим компаниям необходимо будет уделить теплоизоляции сетей. Для того чтобы жители платили за реально потребленные коммунальные услуги, администрация Саратова оснастила приборами практически 100% жилого фонда. Об этом, а также о том, что в городе в ближайшее время появится новый Интернет-ресурс, с помощью которого саратовцы смогут найти ответы на самые актуальные коммунальные вопросы, рассказал исполняющий обязанности председателя городского комитета по ЖКХ Михаил Кузьмин.

— Михаил Викторович, как идет подготовка к отопительному сезону?

— Традиционно к середине октября осуществляется включение систем теплоснабжения в городе. По сравнению с прошлым годом по темпам подготовки к отопительному сезону мы идем с опережением на 12, а по некоторым показателям на 14 процентов. Еженедельно в комитете по ЖКХ проводятся штабы по теплу. Это очень важные мероприятия, где за один стол садятся поставщики теплоэнергоресурсов и потребители — представители управляющих компаний. Там обязательно присутствуют также заместители глав администраций районов по городскому хозяйству, так как огромная работа проводится именно в районных администрациях. Могу сказать, что районные администрации работают в очень жестком режиме. Благодаря их усилиям у нас идет опережение темпов подготовки к отпсезону, а также благодаря взаимодействию с управляющими организациями.

— Какой процент готовности по жилым домам и по объектам соцсферы в Саратове?

— Он вплотную приблизился к 100 процентам. Остаются отдельные частные случаи, которые мы решаем.

— Минувшая зима была чрезвычайно холодной. Этот фактор учитывался при подготовке в этом году?

— У нас есть такое понятие, как «расчетная температура наиболее холодной пятидневки». В нашем регионе это минус 27 градусов. Действительно, последние годы наблюдались аномалии, когда температурный режим опускался ниже этих величин. Но могу сказать, что запасы по тепловой энергии у нас есть, поставщики необходимым количеством ТЭР технически обеспечить город могут. Проблемным является состояние внутренних систем отопления в жилых домах. По одному только Заводскому району насчитывается почти 40 жилых домов, где были осуществлены вырезки труб прямо со стояков отопления. Это сильно заросшие трубы. То есть, даже если на них нет течи, сквозной коррозии, то их внутреннее зарастание таково, что тепло по ним не проходит.

— Заменой этих труб должны заниматься управляющие компании?

— Да, эту работу должна проводить управляющая компания.

— А за чей счет?

— Капитальный ремонт должен выполняться за счет средств собственника. Так гласит жилищное законодательство. Но при этом администрация имеет право выделять субсидии, потому что затраты, конечно, таковы, что жители сами их нести не смогут. И здесь, конечно, требуется софинансирование бюджетов всех уровней. Одному городу с этим не справиться.

— Крупнейшим поставщиком ТЭР является ВоТГК. Сколько километров сетей у этой компании?

— Порядка 400 км трубопроводов магистральных и столько же внутриквартальных сетей. Если все их в одну нитку протянуть, до Москвы можем разложить.

— Городские власти довольны, как энергетики готовятся к зиме?

— Я могу сказать, что работа эта ведется, и энергетики от нее не отлынивают. Но, конечно, чтобы все было так, как хотелось бы, нужны денежные средства, которые на граждан перекладывать нельзя ни в коем случае. Необходимо консолидированное софинансирование из бюджетов всех уровней, нужны программы. Соответствующие программы сейчас принимаются. Очень большую роль сыграл 185-ФЗ. Во многом благодаря этому закону около половины приборов учета тепла установили в домах. Саратов на хорошем счету. На сегодняшний день у нас практически 100-процентное выполнение плана по установке приборов учетов тепла. Это очень важно и является одним из условий того, чтобы город в дальнейшем мог участвовать в программах по энергосбережению с обязательным финансированием.

— Недавно глава города Олег Грищенко обращал внимание на то, что у нас не везде заизолированы идущие по городу наружные сети. Кто должен решать эту проблему — энергетики или городские власти?

— Я прекрасно понимаю и поддерживаю главу города в этом вопросе. Понимаю, потому потери тепла сопоставимы по своей стоимости с тепловой изоляцией. И естественно, что Олег Васильевич обращает на это внимание. Данный вопрос, конечно, адресован поставщикам. Они каждый год выполняют работы по замене теплоизоляции, но не в той степени, как это хотелось бы, поскольку ограничены в средствах. Ситуацию надо менять. Другое дело, что потери уличных теплотрасс — головная боль поставщиков тепла, к примеру, ВоТГК. Жителей защитило руководство города, установив приборы учета. Потому что без полного оприборивания ни о какой экономии речи идти не может. Более того, все потери уличных теплотрасс ложились на те дома, где не было приборов учета. Сейчас счетчики есть практически у всех. Соответственно оплата будет именно по счетчикам. Сколько счетчик насчитает, столько и будут выставлять за тепло.

— Нередки случаи, когда горожане жалуются на то, что не могут проконтролировать показания приборов учета. Ситуация будет меняться?

— Да. Дело в том, что приборы учета — новое для нас направление. Это за границей, где рыночные отношения существуют давно, приборы учета стали нормой. У нас, в стране, к сожалению, самые высокие показатели энергопотерь, самые низкие показатели энергоэффективности в ЖКХ. И первым этапом в решении этой проблемы является именно установка приборов учета, потому что нельзя экономить то, что не учитывается. И в дальнейшем, когда оплата производится по факту теплопотребления, собственникам становится интересно проводить мероприятия, которые уменьшают эти потери. Это в первую очередь теплоизоляция трубопроводов в подвальных помещениях. Если трубы после теплосчетчика не заизолированы, эти потери напрямую ложатся на жителей.
Что касается показаний теплосчетчика — каждый теплосчетчик опломбируется поставщиком тепла, и технически изменить эти показания, не нарушив пломбировку, невозможно. Это является одной из гарантий правильности его показаний. Вторым этапом надо, конечно, делать удаленную диспетчеризацию. То есть показания каждого прибора должны передаваться на пульт оператора, который обязан реагировать на любое отклонение, любую внештатную ситуацию. Этим вопросом мы занимаемся. В принципе я считаю одной из основных наших задач - наведение порядка в ЖКХ с приборами учета. И исполняющим обязанности главы администрации города Алексеем Львовичем Прокопенко такая задача поставлена.

— На ваш взгляд, установка приборов учета себя оправдала?

— Нам от нее в любом случае уйти было нельзя. И сделать эту установку нужно именно в полном объеме, чтобы 100 процентов жилых домов были оприборены. Это было очень важно осуществить в наиболее короткие сроки. Чтобы на неоприборенные дома не вешались корректировки. Сейчас корректировки возможны только в том случае, если показания фактического теплопотребления по счетчику больше, чем нормативные показания в среднем по городу. Как правило, это старый жилой фонд, малоэтажный. Ставить или не ставить приборы учета — вопрос не стоит. Вышел 261-ФЗ, который обязывает нас это делать, и в соответствии с которым у нас до конца 2012 года жилой фонд должен быть оприборен. Здесь Саратов в лидерах. И это хорошо. Могу сказать, что 100-процентное оприборивание далеко не в каждом российском городе. Останется сделать прозрачной систему подсчета и начислений гигакалорий.

— За счет чего ее можно сделать прозрачной?

— Сейчас Интернет стал важнейшей коммуникацией. У каждого жителя должна быть возможность видеть прозрачные схемы расчетов за потребленные услуги ЖКХ на отдельном информационном ресурсе. И такой ресурс в настоящее время у нас создается. Основные темы по ЖКХ есть на сайте администрации города. Мы параллельно делаем ресурс именно по вопросам начисления в ЖКХ. До конца года, я думаю, этот сайт начнет функционировать.

— Какой результат вы хотите получить? Что это за ресурс должен быть?

— Я считаю, что одна из причин неплатежей населения в его недоверии. Люди не уверены в том, что их не обманывают, не уверены в правильности начислений. Наш сайт должен им помочь. Мы в популярной форме будем просвещать саратовцев через наш ресурс, в том числе с помощью видеороликов — выступлений специалистов комитета с объяснениями тех или иных положений законодательства, с ответом на типичные вопросы, с результатами проверки деятельности той или иной управляющей организации прокуратурой и другими компетентными органами. Надеемся, что он будет полезным для горожан, а также на то, что он положительно повлияет на решение проблемы неплатежей за ЖКУ.

(Влада Светлова, газета «Саратовская панорама», 22 сентября 2010 г., по материалам радио «Эхо Москвы в Саратове»)

 

Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации