13 декабря 2010 16:25

Ольга Баталина: «Положительные сдвиги видны даже самым яростным критикам»

Каким должно быть школьное питание? Почему нужно сначала строить детские сады и только потом заниматься демографией? Что надо делать, чтобы не жить в состоянии постоянного пожара? О проблемах образования корреспондент «Времени» беседует с заместителем главы администрации Саратова по социальной сфере Ольгой Баталиной.

- Ольга Юрьевна, давайте начнем с вопроса, который хотя и не раз обсуждался, но продолжает волновать саратовцев: когда муниципалитет решит проблему нехватки мест в детских садах?

- Проблема дефицита мест действительно актуальна для Саратова, поэтому мы уделяем ей особое внимание. В 2007 году была принята целевая муниципальная программа по развитию сети детских дошкольных учреждений. В совокупности все действия, которые городская власть предпринимала самостоятельно и во взаимодействии с другими органами власти, позволили увеличить число мест в детсадах на 2 700. В этом году была разработана и одобрена долгосрочная целевая программа, рассчитанная на ближайшие пять лет. За период реализации этой программы в городе дополнительно должны появиться еще 2 400 мест. Общее финансирование программы будет рекордным - за пять лет оно составит 1,4 миллиарда рублей. Так что, даже в нынешних непростых условиях, когда бюджет формируется с большим трудом, путем непростых компромиссов, городская власть этой проблемой занимается.

- Но если не брать в расчет отдаленное будущее, каких результатов Вы планируете достичь в следующем году?

- У нас предусмотрено выделение 30 миллионов на лицензирование детских садов, еще 34 миллиона рублей - собственно на расширение сети. Всего в следующем году мы планируем дополнительно открыть 855 мест. Сразу отмечу, этот показатель будет достигнут за счет ремонта закрытых групп в действующих детских садах. Это самый дешевый из существующих способов расширения сети: стоимость одного вводимого места составит от 40 до 50 тысяч рублей. Но на этом дешевые мероприятия заканчиваются. Дальше развивать сеть дошкольных учреждений будем более дорогостоящими методами, но уже с расчетом на долгосрочную перспективу.
Перейдем к строительству новых детских садов. В этом случае стоимость одного вводимого места составит от 500 до 730 тысяч рублей. Уже сегодня мы оформили в муниципальную собственность четыре земельных участка под эти цели. Следующий этап - будем искать средства. Это тоже непросто: строительство одного только садика в Юбилейном, правда, самого крупного, обойдется муниципалитету в 180 миллионов рублей. А мы говорим о четырех объектах, а это уже 400 миллионов. Сами понимаете, что такую сумму в городском бюджете просто так, в один момент, мы не найдем.

- Есть другие способы решить проблему?

- Есть, но они тоже требуют средств. Сегодня мы ведем активную работу по возврату в муниципальную сеть зданий бывших дошкольных учреждений. В этом случае стоимость одного вводимого места составляет 100 - 120 тысяч рублей. За последние годы вернули 8 таких зданий. И сегодня у нас есть уже освобожденные от учреждений четыре детских сада, но опять-таки - необходимо найти деньги на их ремонт. Ремонт каждого садика обойдется бюджету примерно в 10 - 20 миллионов рублей. Пока деньги заложены только на проектную документацию, но при появлении дополнительных доходов в течение года мы будем обращаться к депутатам за поддержкой. Также у нас есть два предложения по приобретению зданий бывших детских садов. Решение вопроса опять упирается в финансирование. Найти 157 миллионов рублей для такой покупки городу тяжело. Здесь могла бы оказать помощь региональная власть, и мы направили письмо с такой просьбой губернатору. Ждем ответа.

- На федеральный уровень за решением этой проблемы не обращались?

- Не исключаю, что придется это делать. Именно благодаря федеральному финансированию мы смогли реализовать в нашем городе комплексный проект модернизации образования. Если бы не федеральная помощь, саратовские учителя до сих пор жили бы на зарплату в семь-восемь тысяч рублей. И не было бы в наших школах такого количества компьютеров, интерактивных досок и проекторов. Ведь за счет одного муниципального бюджета нам было бы трудно существенно улучшить систему образования города. Такая отрасль, как «образование», - это очень финансовоемкий сегмент, на ее модернизацию нужны огромные деньги. Те изменения, которые мы сейчас проводим в школах, - ремонты, строительство спортплощадок, благоустройство территории - это поэтапное, пошаговое решение проблем, накопившихся в образовании. Это правильное направление, и по нему нужно двигаться.

- Но ведь бюджета Саратова социально ориентированный. Неужели денег, заложенных на социалку, не хватает?

- Да, из тех десяти миллиардов рублей, которые сегодня составляют его расходную часть, 60% - бюджет социальной сферы. При этом большая часть этих средств - обязательные платежи: зарплаты, ТЭР, земельный налог, оплата аренды, субвенции на выполнение госполномочий. Это неприкасаемые средства, и перераспределять их по своему усмотрению город не может. В целом в городском бюджете из 10 миллиардов такие обязательные платежи составляют 7 миллиардов рублей.
Предполагается, что оставшихся трех миллиардов нам должно хватить и на ремонты, и на строительство новых объектов, и на благоустройство, и на модернизацию системы образования. Но что такое 3 миллиарда для нашего города? В Саратове только на благоустройство нужно ежегодно свыше 1 миллиарда. На то же лицензирование школ и детских садов область закладывает Саратову в разы меньшую сумму, чем нам реально необходимо. Например, в 2011 году на это Саратову требуется 200 миллионов рублей. А областное минобразования защищает из этой суммы всего 25 миллионов. Но мы же не можем не проходить эту процедуру. В любом случае, будем выделять дополнительные средства, но только изыскивать их город будет из упомянутых трех миллиардов «на развитие».

- В таком случае о развитии можно забыть надолго, ибо нерешенных вопросов в социальной сфере города - хоть отбавляй…

- Не могу не согласиться, проблем в Саратове накопилось действительно много, и у нас пока нет «волшебной таблетки», которая сможет все их решить в один прием. Слишком много вопросов завязано именно на нехватке средств. Взять ту же материально-техническую базу учреждений соцсферы. Сегодня огромные средства нужны на выполнение требований надзорных органов при прохождении лицензирования. Ежегодно эту процедуру проходят несколько десятков саратовских школ и детских садов: в этом году получали лицензию большинство образовательных учреждений Заводского района, в 2011 году подходит очередь школ Ленинского. Для получения лицензии им необходимо положительное заключение Роспотребнадзора и Госпожнадзора.
Сложность в том, что требования ужесточаются практически ежегодно, но их выполнение нацелено на решение одной задачи, скажем, повышения противопожарной защищенности, и не учитывает всего комплекса проблем школы. Например, хороший с точки зрения Госпожнадзора материал - напольная плитка - опасна в школьном коридоре в плане бытового травматизма. Или закрытые двери между коридорами на этаже хорошо рассекают движение пожара, но как обезопасить от их бесконечного открывания-закрывания детей во время перемены?
При этом расходы на лицензирование «съедают» сегодня весь бюджет на ремонт школ. Не спорю, педагоги должны самым серьезным образом относиться к вопросам противопожарной безопасности, проводить инструктажи, обучения. Жизнь ребенка - наивысшая ценность. Но жить в постоянном ожидании большого пожара и тратить все имеющиеся ресурсы только на его предупреждение тоже нельзя. Когда, извините, в школьных санузлах много лет не было ремонта и изношена канализация, уже большой вопрос, что важнее: противопожарная пропитка паркета или ремонт системы жизнеобеспечения.

- Тем не менее, город изыскивает средства на обновление материально-технической базы?

- Да, больные проблемы мы стараемся снимать. Сейчас, например, акцентировано занялись пропагандой здорового образа жизни и создания детям условий для занятий спортом. На территории школ устанавливаются современные спортивные площадки, открываются ФОКи. И хотя прежде многие сомневались в том, как это будет работать вместе, сейчас положительные сдвиги видны даже самым яростным критикам. Возьмите, например, 89-ю школу. Она, что называется, получила вторую жизнь, когда к ней пристроили ФОК. Впервые за много лет здесь был отремонтирован фасад, благоустроена территория, заасфальтирован двор школы и подъезды к ней. Сейчас там работают второй учебный корпус, большой спортзал с тренажерами и единственный в микрорайоне бассейн. На базе этого ФОКа начали постоянно проводиться районные соревнования по различным видам спорта. Конечно, это даст мощный толчок развитию спорта в Елшанке.
С 1 января 2011 года в саратовских школах будет вводиться еще один урок физкультуры в неделю. Конечно, это требует совершенно другой материально-технической базы, ведь в крупных школах спортзалы и так забиты под завязку. Но мы уже прорабатываем спортивную базу города - ФОКи, спортивные площадки, катки, бассейны - с тем, чтобы проводить часть уроков там.

- А что происходит со школьным питанием? В одних школах дети получают на обед булку с чаем, а в других - первое, второе и компот. Вряд ли здесь проблема только в нехватке бюджетных средств.

- Главный недостаток системы школьного питания заключается в его неоднородности и децентрализации. Сегодня организацией питания в образовательных учреждениях города занимается 21 организация. Понятно, что такое количество компаний не может работать одинаково качественно. Здесь большую роль играют и человеческий фактор, и условия работы, и, конечно, добросовестность самой организации.
Что нами делается для того, чтобы вывести школьное питание на единые стандарты? Во-первых, оптимизируем схему заключения договоров аренды с поставщиками питания с тем, чтобы снизить финансовую нагрузку на них и, соответственно, уменьшить стоимость питания. Одновременно при городском комитете по образованию была создана рабочая группа, которая занимается отработкой оптимальной модели организации школьного питания в Саратове. Она не будет единой для города, скорее всего, это будет набор вариантов, рассчитанных на группу школ, так как у нас есть как школы с большими пищеблоками, так и школы, где пищеблока нет, и действует только раздаточная.
Кроме того, в рамках нацпроекта «Образование» действует специальная подпрограмма «Школьное питание». Она предполагает трехстороннее финансирование модернизации систем школьного питания в регионах, при этом средства регионального и местного бюджетов направляются на реконструкцию и капитальный ремонт школьных пищеблоков и обеденных залов, а средства частных инвесторов - на строительство и оснащение комбинатов школьного питания. Сейчас мы только в начале этого пути: специалисты администрации анализируют опыт соседних областей, где подобный проект уже реализовывался, и пытаются найти оптимальный способ его внедрения в нашем городе.

- Но почему мы не участвовали в нем прежде?

- Почему-то раньше областное правительство ни разу не пыталось включиться в эту программу ни с одним из муниципалитетов региона. Только в следующем году область попробует поучаствовать в этом проекте. В качестве пилотного был неожиданно выбран Марксовский район. Почему выбор правительства области остановился не на крупном городе, где проблемы школьного питания, несомненно, стоят острее, чем в небольшом сельском муниципальном образовании, мне совершенно непонятно. Никакого внятного ответа на этот вопрос я так и не получила, хотя мы тоже были готовы участвовать в программе. К сожалению, на региональном уровне нас слышат и понимают далеко не всегда.


(Светлана Гетало, газета «Время. События. Мнения. Тенденции», 13 декабря 2010 г.)
 

Поделиться новостью
  • Правительство Саратовской области
  • Саратовская Областная Дума
  • Саратовская городская ДумаДума
  • Государственные услуги
  • Фонд капитального ремонта
  • Информационная база приоритетных направлений развития муниципальных образований
  • Нормативные правовые акты в Российской Федерации